«Маркет местной еды» - первый гастрономический фестиваль Москвы, который проводится каждый месяц с мая по октябрь с 2012 года. Создатели гастрономических проектов сами стоят за прилавками, общаются с гостями и получают честные отзывы. Каждый гость «Маркета» может задать любой вопрос о продукте, поделиться мнением.
- Как родилась идея «Маркета»?
- В 2005-2006 году я начала работать в фешн-индустрии и часто посещала Европу. Я видела там небольшие славные магазинчики, где продавались местные марки одежды, тусовались местные люди и царила искренняя, теплая, дружественная атмосфера. Я вдохновилась этим опытом, и в 2007 году мы с другом открыли такой магазинчик в нашем городе. И... закрыли его через 1,5 года. Потом еще 1,5 года я отдавала долги, которые накопила благодаря этому бизнесу. Даже несмотря на мой, казалось бы, отрицательный первый бизнес-опыт, многие мои друзья приходили и спрашивали: «Как начать свое дело?». Тогда я поняла, что вокруг очень много людей с классными идеями, но у них, как и у меня, нет опыта. Мне ведь тогда было очень трудно закрывать свой проект, отдавать все эти долги. Это был болезненный период. Мне очень хотелось, чтобы как можно меньше людей пережили такой же тяжелый опыт провала и закрытия. Я тогда думала, что было бы отлично, чтобы у нас была какая-то платформа, где можно опробовать свою бизнес-идею, а уж потом открывать полноценный бизнес. Эта мысль просто не давала мне покоя. В 2012 году во всем мире начался тренд гастроэнтузиастов, и я поняла, что это самая удачная ниша для подобного проекта. В ней можно получить быстрый результат, практически моментальную обратную связь. Так появилась идея «Маркета местной еды». В мае 2013 года мы провели первый фестиваль в Парке Горького. Сначала я пыталась найти спонсоров для проекта, но мне это не удалось. Тогда я заработала деньги как фрилансер и провела первый «Маркет» на свои кровные. Потом мы вообще отказались от идеи спонсорства, чтобы не впадать в зависимость от решения других людей.
В первый «Маркет» было вложено 150 000 рублей и потом в первый сезон еще 300 000. Эти инвестиции окупились уже после третьего мероприятия. Сейчас проект вышел на ежемесячный оборот в 2 млн рублей и рентабельность от 10 до 50%.
- Этот проект про еду или бизнес?
- Это про бизнес, про предпринимательство. А еда - всего лишь форма. Поэтому у нас нет, например, мастер-классов. Это возможность любому человеку, мечтающему о своем гастрономическом деле, его открыть.
- Кто ваши участники и как вы их выбираете?
- «Маркет» проходит раз в месяц с апреля по октябрь. В нем участвуют около 35 проектов с уличной едой и около 10 - с продуктами. Главные участники - это гастроэнтузиасты. Мы осознанно не привлекаем рестораторов, крупные компании, международные бренды. Ведь «Маркет» придуман и существует для того, чтобы здесь могли поработать и попробовать себя люди, у которых нет миллиардных оборотов, зачастую вообще ничего нет, кроме желания и мечты. Это самое главное. Они делают денежный взнос за участие и получают киоск, графитовую доску для меню, электричество, рекламу проекта и, конечно, гостей.
- У многих получился бизнес после «Маркета»?
- Есть проекты, которые начинали на «Маркете» и открыли свои точки. Уже на первом фестивале выстрелили ребята из Burger Brothers и Crabs are coming. Спустя некоторое время после «Маркета» они открыли свои полноценные заведения. С тех пор «Местная еда» стала стартовой площадкой для многих проектов. Мы посчитали статистику: за 5 лет через нас прошло более 550 проектов и около 120 из них открыли свой бизнес. У кого-то - стационарные точки питания, у кого-то - доставка, у кого-то - кейтеринг. Это классные показатели.
- В чем трудности такого бизнеса?
- Я живу вне категории трудностей и проблем. Всегда есть какие-то задачи, которые нужно решать. У моего бизнеса, как и у любых других, всегда есть какие-то сверхзадачи. Например, не в сезон найти участников или решить проблемы с застройкой, когда идет дождь, сделать так, чтобы всем было комфортно и уютно. Привлечь посетителей в жару. Оказывается, это сделать даже труднее, чем в непогоду. Если бы я давала советы новичкам, наверное, рекомендовала бы им обратить внимание на место. Непросто найти площадки, которые не будут брать с тебя большую аренду и не обрушат бизнес в самом начале. И еще я бы обратила внимание на поиск участников, потому что это длительная кропотливая работа. У нас сейчас все нормально с участниками, потому что мы эту тему качаем уже пять лет. Мы сами создали движение и развиваем его. Вначале было сложнее. Я вообще сторонник того, что в бизнесе нужно становиться лидером этой своей ниши и возглавлять целые движения.
Безопасность еды была одной из приоритетных задач с самого начала. Получить официальное разрешение на уличную торговлю мы не можем, поскольку это не предусмотрено законодательством. Юридически «Маркет» проходит в формате фестивальной деятельности. Вопрос пищевой безопасности мы решали не путем получения бумажек, а качественной работой санитарного врача. Он проверяет всех участников за 7 дней до начала мероприятия и повторно - в день его проведения. До сих пор не было ни одной проблемы.
- Кроме этого проекта вы активно ведете образовательную деятельность. О чем она и зачем?
- В «Местной еде» есть отдельный проект: «Школа гастрономического бизнеса». Мы его придумали, когда стало понятно, что людям не хватает знаний. «Маркет» дает возможность попробовать, дает опыт, но людям объективно не хватает самой необходимой информации: как вести бухгалтерский учет, закупки, каковы санитарные нормы и правила и т.д. Поэтому появилась «Школа». Мы привлекли экспертов, которые специально для этого проекта разработали авторские курсы, отработали программу обучения, провели огромное количество курсов. В итоге запустили «Фуд-инкубатор» - образовательную программу, когда человек за 1,5 месяца может написать бизнес-план собственного проекта, проверить и протестировать его вместе с экспертами рынка и даже показать инвесторам.
- Как вы относитесь к образованию и новым знаниям?
- К любому виду образования я отношусь очень хорошо, поэтому постоянно чему-то учусь. Мне всегда нужна пища для ума, и я ее черпаю ото всюду, где только можно. Я проходила совершенно разные курсы: от бизнеса до наращивания волос. Все эти вещи пытаюсь аккумулировать.
- В жизни есть место хобби?
- Понятие хобби для меня не совсем уместно. Последние 2-3 года я занимаюсь йогой, спортом, путешествую. В разное время увлекалась керамикой, ювелиркой, живописью. Я не считаю это хобби в чистом виде. Это то, что доставляет мне удовольствие. Ко всем этим занятиям я отношусь как к жизненному опыту, который мне необходим. Я вообще не люблю делить жизнь на работу-личное-хобби или что-то еще. Все в моей жизни - опыт.
- Какова ваша социальная роль?
- Мне кажется, у каждого бизнеса есть своя социальная роль. Если бизнес не делает людям хорошо и не улучшает мир, то он умирает. Я считаю, что весь наш бизнес творит благо и добро тем, что мы даем каждому человеку начать собственный бизнес при этом стараемся сделать так, чтобы каждый сделал это с какой-то миссией, улучшающей мир и это очень важная для нас задача. Кроме того, на «Маркете» всегда есть социальное место - есть представители благотворительных фондов, которые участвуют бесплатно. Вся миссия «Маркета местной еды» - сделать так, чтобы человек мог реализовать собственную мечту. Это не так уж мало.
- У вас есть мечта?
- Если говорить о настоящей-настоящей мечте, то я очень хочу в космос. Хочу и надеюсь, что у меня получится в рамках моей жизни туда попасть.
- Какой хотели бы видеть Россию через 10 лет?
- Мне хотелось бы, чтобы весь мир стал открытым, добрым и классным местом, где очень хочется жить. Совсем недавно я ждала друга в аэропорту, а рядом стояла женщина с дочкой с синдромом дауна, девочка плакала. Мне так хотелось подойти к ней и сказать: «Не бойся, все будет хорошо». Но я остановилась и подумала: а ведь не факт, что все будет хорошо. На нашей прекрасной, удивительной планете мы создаем условия, где может быть опасно и тревожно. И мне очень хотелось бы, чтобы через 10 лет весь мир превратился в безопасную планету, на которой рады всем и где всем хорошо.
- Какие книги посоветуете почитать?
- Я могу сказать про книги, которые меня впечатлили: «Три чашки чая» - про альпиниста, который в Пакистане строил школы для детей, особенно для девочек. Меня впечатлила книга про Илона Маска. Она написана немного корявым журналистским языком, но там интересно рассказана методология работы Маска. Произвели впечатление и мемуары Генри Форда «Моя жизнь - мои достижения». Еще я читаю много историй про купцов-меценатов, они многие вещи делали так, как мы даже сегодня не готовы сделать.
Вдохновляющие истории
Аскона. хотим научить россиян правильно спать
Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...
Вдохновляющие истории
Ясно поле: как устроен семейный бизнес
Продолжаем беседу с владельцами экопарка Ясно Поле Дмитрием и Региной Черепковыми. Узнаем о делегировании ответственности, о работе с людьми, которым хочется доверять, поговорим о распределении ролей в семейном бизнесе, о том,...
Вдохновляющие истории
QIWI - история бизнеса
Сергей Солонин, несмотря на серьезность своих бизнес-амбиций (в хорошем значении слова), совершенно не ассоциируется с образом банкира, который без пиджака не выйдет за хлебом. С ним легко можно рассуждать про бизнесы со смыслом,...
Вдохновляющие истории
Андрей Левченко о бизнесе и о себе
Андрей Левченко, бизнесмен и бизнес-тренер, рассказывает о том, что такое «смысл», и почему нужно получать удовольствие от бизнеса, зачем нужно ехать в Казахстан на форум «Бизнес со смыслом», и о том, что быть самым умным — не лучший вар...
Вдохновляющие истории
ЮДИ: мы не танцоры
1995 год. Сальто, прыжок, поворот, проходка на руках. В пустом спортзале интерната гулким эхом отзывается каждый трюк. Двое щуплых мальчишек ловят каждую свободную минуту, чтобы прибежать сюда, и снова сальто, проходка на руках... Рядом ...
Вдохновляющие истории
Интервью с Натальей Ланцевич
Совладелец петербургской сети кофеен Double B Наталья Ланцевич никогда не видела в кофе-машинах и зернах просто маржинальность. Для нас, исследующих бизнесы со смыслом, слышать о таком восприятии своего дела уже не ново, но всегда радост...