Чтобы работало само, или Чему обычный бизнес может научиться у самоуправляемых команд

Опубликовано в № от 27.09.22
При слове «самоуправление» многие кривятся: «Глупости какие! Нам не до этого». И скептически относятся к людям, серьезно занимающимся этой темой. А зря! Вы просто еще не знаете, что вам это нужно. Или путаете бардак и самоуправление. Да, между ними нет ничего общего. Самоуправление - это про четкие и даже жесткие правила, прозрачность и измеримость. А также про ответственность, полномочия, системность и про многое другое, что позволяет бизнесам стремительно развиваться, их владельцам - спокойно спать по ночам, а сотрудникам - чувствовать себя нужными и реализованными.

Давайте будем честны: самоуправляемые, самообучающиеся команды - мечта каждого предпринимателя и менеджера. Вы только представьте: лежите расслабленные на Мальдивах, попиваете коктейль, нежитесь на солнышке, а бизнес работает, деньги капают на ваш банковский счет, люди проявляют инициативу, сами решают проблемы, сами продают и реализуют... 

Мечта это или реальность

Я таких компаний знаю десятки. Или даже сотни. И вот у них есть чему поучиться. Совсем не обязательно, как в холакратии, подписывать Конституцию и начинать жизнь с чистого листа по новым правилам и принципам.

В этой статье я хочу без лишней лирики, просто структурировано и по пунктам, рассказать, чему можно поучиться у самоуправляемых команд уже сейчас.

5 преимуществ самоуправляемых команд: 


1. Слаженность и скорость работы. Как в здоровом организме все органы выполняют свою роль и работают бесперебойно и эффективно, так и в здоровой культуре организации каждый выполняет свои задачи вовремя и надлежащим образом.

2. Финансовая экономия. Опытные лидеры самоуправляемых организаций хвастаются, что выручка после перехода на самоуправление выросла в 3-5 раз, а вот затраты упали минимум вдвое. Нет «золотых парашютов», нет налога на начальников, нет дорогих офисов и прочих атрибутов власти и статуса.

3. Быстрая реакция на возможные проблемы и системное управление рисками. И это возможно только в более-менее «плоских» структурах с множественными коммуникационными связями между членами команды и постоянным получением и анализом обратной связи как внутри команды о выполнении своей роли ее членами, так и от партнеров вне команды. Такая рефлексия позволяет видеть себя глазами других, понимать, какое поведение мешает развиваться и улучшаться каждому в команде. Но это возможно только при ролевой модели, когда «ничего личного».

4. Самообучаемость. Умения останавливаться и извлекать уроки, сохраняя новые знания в базе знаний, не хватает подавляющему числу российских организаций. Отсюда танцы на граблях. Самоуправляемые команды регулярно проводят ретроспективы. В июне я проводила подробный спецкурс об этом инструменте. Постоянное развитие позволяет таким командам расти и улучшаться с большой скоростью, а значит, продукты и сервисы они могут выпускать быстрее и успешнее конкурентов.

5. Распределённая ответственность. Поскольку самоуправление часто путают с бардаком, считается, что в таких организациях много слепых зон и безответственности. Наш опыт говорит: все ровно наоборот. В самоорганизованных командах гораздо больше ответственности по сравнению с классическими иерархиями. И не удивительно. Если в обычных организациях о будущем компании думает собственник и генеральный директор, то в самоуправлении - каждый член команды. В классическом менеджменте руководитель думает о людях и о том, как их занять, какую работу дать. В самоуправлении лидер думает вместе с людьми, они сами озабочены поиском задач для себя. А это, в свою очередь, кратно повышает качество сервиса и исходного продукта.

Что можно прямо сейчас взять у них любому, абсолютно любому бизнесу?

1: Уважение к правилам. Для этого правил должно быть ровно столько, сколько необходимо. 20% правил дают 80% результата.
2: Доверие и честность друг к другу. Если вы не доверяете людям, не берите их в команду. Если не можете сами быть честными - и с вами не будут честны.
3: IT-платформа выполняет контрольную функцию. Бизнес нужно измерять и управлять финансовыми и материальными потоками. Нужна хорошая IT-система.
4: Гибкость вместо стратегии. Обсуждайте возможности и хрупкие места. Стелите соломку и управляйте рисками.
5: Постоянная обратная связь и благодарность. Собирайте ежемесячно обратную связь от клиентов, партнеров и внутри команды. Только так можно понять, что происходит, и улучшиться. Устраивайте круги благодарности.
6: Оптимизация оргструктуры. Вопреки расхожему мифу, она вовсе не плоская. Часто это 3-4 уровня, но она точно не напоминает пирамиду.
7: Фасилитация. В самоуправлении это не та классическая фасилитация, в которой важно мнение каждого и фасилитатор отвечает только за процесс. Это более директивная и процессуальная фасилитация, в которой фасилитатор - эксперт в правилах и следит за их соблюдением.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

20 книг о женском пути и женской гармонии

27 Сентября 1339

Слово экспертам

Интервью с Байрамом Аннаковым

27 Сентября 1198

«Байрам» – по-туркменски «праздник». И в самом деле, один из влиятельных людей в сфере российского бизнеса Байрам Аннаков – настоящий праздник: ума, интеллекта, мудрости, творчества. Байрам занимался заказной разработкой программного обе...

Слово экспертам

Анализ разрыва

27 Сентября 1091

В статье описан пошаговый алгоритм проведения анализа разрыва - инструмента планирования, помогающего группам сделать шаги, необходимые для достижения цели.

Слово экспертам

Личный бренд: из чего состоит образ эксперта в социальных сетях?

27 Сентября 1232

В нашем сознании прочно закрепилась связка «продюсер - шоу-бизнес». Чаще всего в нашей стране делали имя музыканты, актеры или политики, но понятие продюсирования гораздо шире. Почему о личном бренде не задумывался фермер, архитектор, бу...

Слово экспертам

Интервью с Сергеем Ашиным, основателем компании "Шеф-маркет"

27 Сентября 1289

Если в душе вы повар, но на практике, скажем, инженер или учитель. Если вы много работаете, но любите готовить, а не покупать готовый ужин. Если некогда, а в гости внезапно приходят друзья… Таких «если» много. Для того, чтобы мечты о вку...

Слово экспертам

Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.

27 Сентября 1107

Давайте сразу договоримся: ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудник...