Давайте будем честны: самоуправляемые, самообучающиеся команды - мечта каждого предпринимателя и менеджера. Вы только представьте: лежите расслабленные на Мальдивах, попиваете коктейль, нежитесь на солнышке, а бизнес работает, деньги капают на ваш банковский счет, люди проявляют инициативу, сами решают проблемы, сами продают и реализуют...
Мечта это или реальность?
Я таких компаний знаю десятки. Или даже сотни. И вот у них есть чему поучиться. Совсем не обязательно, как в холакратии, подписывать Конституцию и начинать жизнь с чистого листа по новым правилам и принципам.
В этой статье я хочу без лишней лирики, просто структурировано и по пунктам, рассказать, чему можно поучиться у самоуправляемых команд уже сейчас.
5 преимуществ самоуправляемых команд:
1. Слаженность и скорость работы. Как в здоровом организме все органы выполняют свою роль и работают бесперебойно и эффективно, так и в здоровой культуре организации каждый выполняет свои задачи вовремя и надлежащим образом.
2. Финансовая экономия. Опытные лидеры самоуправляемых организаций хвастаются, что выручка после перехода на самоуправление выросла в 3-5 раз, а вот затраты упали минимум вдвое. Нет «золотых парашютов», нет налога на начальников, нет дорогих офисов и прочих атрибутов власти и статуса.
3. Быстрая реакция на возможные проблемы и системное управление рисками. И это возможно только в более-менее «плоских» структурах с множественными коммуникационными связями между членами команды и постоянным получением и анализом обратной связи как внутри команды о выполнении своей роли ее членами, так и от партнеров вне команды. Такая рефлексия позволяет видеть себя глазами других, понимать, какое поведение мешает развиваться и улучшаться каждому в команде. Но это возможно только при ролевой модели, когда «ничего личного».
4. Самообучаемость. Умения останавливаться и извлекать уроки, сохраняя новые знания в базе знаний, не хватает подавляющему числу российских организаций. Отсюда танцы на граблях. Самоуправляемые команды регулярно проводят ретроспективы. В июне я проводила подробный спецкурс об этом инструменте. Постоянное развитие позволяет таким командам расти и улучшаться с большой скоростью, а значит, продукты и сервисы они могут выпускать быстрее и успешнее конкурентов.
5. Распределённая ответственность. Поскольку самоуправление часто путают с бардаком, считается, что в таких организациях много слепых зон и безответственности. Наш опыт говорит: все ровно наоборот. В самоорганизованных командах гораздо больше ответственности по сравнению с классическими иерархиями. И не удивительно. Если в обычных организациях о будущем компании думает собственник и генеральный директор, то в самоуправлении - каждый член команды. В классическом менеджменте руководитель думает о людях и о том, как их занять, какую работу дать. В самоуправлении лидер думает вместе с людьми, они сами озабочены поиском задач для себя. А это, в свою очередь, кратно повышает качество сервиса и исходного продукта.
Что можно прямо сейчас взять у них любому, абсолютно любому бизнесу?
1: Уважение к правилам. Для этого правил должно быть ровно столько, сколько необходимо. 20% правил дают 80% результата.
2: Доверие и честность друг к другу. Если вы не доверяете людям, не берите их в команду. Если не можете сами быть честными - и с вами не будут честны.
3: IT-платформа выполняет контрольную функцию. Бизнес нужно измерять и управлять финансовыми и материальными потоками. Нужна хорошая IT-система.
4: Гибкость вместо стратегии. Обсуждайте возможности и хрупкие места. Стелите соломку и управляйте рисками.
5: Постоянная обратная связь и благодарность. Собирайте ежемесячно обратную связь от клиентов, партнеров и внутри команды. Только так можно понять, что происходит, и улучшиться. Устраивайте круги благодарности.
6: Оптимизация оргструктуры. Вопреки расхожему мифу, она вовсе не плоская. Часто это 3-4 уровня, но она точно не напоминает пирамиду.
7: Фасилитация. В самоуправлении это не та классическая фасилитация, в которой важно мнение каждого и фасилитатор отвечает только за процесс. Это более директивная и процессуальная фасилитация, в которой фасилитатор - эксперт в правилах и следит за их соблюдением.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Инновационное развитие и его «убийцы»
Наверное, все согласятся с тем, что инновации в наш динамичный век нужны в бизнесе любой направленности. Но что конкретно можно сделать для того, чтобы инновации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни? Без однозначного ответа...
Слово экспертам
Виктория Бехтерева об энергии жизни
Весна. Мир пробуждается. И мы. Или нет? Что такое эмоциональный упадок, наверняка слышали многие. Энергия в принципе неподвластна календарю, но после долгой зимы так хочется начать творить и делать, а не всегда на это остаются силы.
Слово экспертам
Что нужно срочно сделать HR и руководителям для людей на удаленке
При всех возможностях, плюсах и бла-бла-бла, удаленка - это мамаево побоище, это треш даже для тех, кто в нее шагнул осознанно и давно. Что уж говорить о новичках, которым пришлось окунаться в это вдруг и против своей воли. И ...
Слово экспертам
Основа корпоративной культуры
Слово экспертам
Правила игры - история компании
“Правилам игры” в июне исполнилось 5 лет. Беседуем с Сергеем и Викторией Бехтеревыми о том, как начинался их бизнес со смыслом, заглядываем в будущее, осмысливаем ценности компании. Узнаем, как устанавливать правила игры в биз...
Слово экспертам
Не убивайте дракона: Как здоровая доля принуждения поможет вам достичь целей
В наше демократичное и политкорректное время говорить о принуждении стыдно. Не принято. Даже считается неправильным, потому что принуждение неизменно ассоциируется с насилием. Как же можно — кого-то принуждать?