Александр Кравцов - интервью о бизнесе и счастье

Опубликовано в № от 9.05.25
Есть предположение, что цивилизация дельфинов существует в 50 раз дольше нас, что они счастливее и живут так, как, посмотрев на их, могли бы жить и мы. Я задумался об этом. Раньше, работая над брендом, мы делали телерекламу и занимались маркетингом: вот соотношение цена-качество, вот аудитория 25+, живет там-то, зарабатывает столько-то. А создавая бренд «Экспедиция», мы решили, что он станет честным проживанием истории на себе и рассказом об этих  историях.

Создатель бренда «Экспедиция» и ГК «Руян» рассказывает о том, что такое счастье, как поделиться им и самому стать счастливым, а еще о том, зачем нужно «столбить человеческое».

Счастье и пирамида Маслоу

Уже 16 лет как существует бренд, а мне в этом году исполнилось 50. Это своего рода граница, новое рождение, период, когда я могу себе позволить общаться с тем, кто нравится, заниматься тем, что люблю. Я задумался, что же на самом деле мне нравится, и чуть иначе посмотрел на пирамиду Маслоу. Я предположил, что в ее основе лежит еще один фундаментальный уровень, в котором я выделил три составляющих:

1. Позитивная информация.

2. Вода. Я искренне верю, что реки промывают энергетику территории. По эту сторону Урала самая сильная река — Волга. В ее верховьях водится даже хариус. Думаю, что и Руян-город мы возродим именно там.

3. Солнце. Потому что иначе зачем всё это, если мы на самом деле несчастливы. Давайте быть счастливыми! Давайте участвовать в таких мероприятиях, как форум «Бизнес со смыслом»! Давайте создавать резонанс! Вадим Лобов, лидер университета «Синергия», в прошлом году на форуме «100 успешных романтиков» высказал мысль, что сейчас главная задача — это столбить человеческое. Да, мы знаем про диджитализацию, про наступление искусственного интеллекта. И мы при этом все люди, и никому из нас не надо объяснять, что это такое.

Летом 2014 года негативный информационный фон и рыночные изменения побудили нас придумать новый большой проект «Экспедиция — Живая Ярмарка». Его целью стал поиск людей и предприятий, которые сами производят в России промышленные товары, ремесленные изделия, продукты питания, продают их и с оптимизмом смотрят в будущее. За две недели мы проехали около 5 тыс. км от креатив-парка «Экспедиция» в Подмосковье до Руян-города в Сибири, организуя ярмарки, собирая контакты и нанося их на гигантскую 600-метровую карту. Дети вели бортовой журнал, а взрослые снимали фильм, рабочим названием которого стало: «Россия прекрасна, сын».

Роль наблюдателя в создании шедевра

Гениальный режиссер Саша Столяров, ушедший от нас в прошлом году, сказал как-то, что шедевр получается, когда рвешь душу. А можно ли без этого серийно создавать шедевры? Да, если человек влюблён. В средние века существовали гильдии мастеров. Чтоб попасть туда, образец, который создал мастер, должен был быть признан шедевром. Из этого в общем следует, что шедевр — это некий норматив. Мы изучали эту тему два года, и в какой-то момент поняли, что шедевра не существует без наблюдателя. В прошлом году в парке под Москвой мы провели фестиваль RootFest. Там были гениальные скульптуры, в том числе чемпиона мира по резьбе по льду, камню, дереву — Саши Парфенова из Сибири. Всего — пятнадцать работ. И я понял вот что: когда в парке безлюдно и только птицы летают над этими шедеврами, они остаются просто кусками дерева. Да, шедевра не бывает без наблюдателя.

Успешные романтики и резонанс

В этом году в третий раз пройдет форум «100 успешных романтиков». Размышляя о его ценности, мы изначально думали, что она — в нетворкинге, ведь каждый из участников ф орума — с пикер. Но Дмитрий Октябрьский, директор музея ретро-автомобилей в Москве, очень пассионарный, мощный, красивый человек, как-то сказал: «Я здесь чувствую резонанс». Вот это, пожалуй, самое главное! Потому что, если ты построил Доброград, снял фильм, придумал услугу, собрал форум, которые никому не нужны и о которых никто не напишет и не расскажет, — это очень печально.

Мы не так сильно отличаемся от медведей или перелетных птиц. У них тоже есть коллективный разум. Но в чем наше преимущество, чем в особенности выделяются предприниматели? Мы можем представить будущее, создать его образ, совершить пассионарный рывок и увлечь других людей. Ведь, если волны совпадают по резонансу, они взаимно усиливают амплитуды, и в результате вырастает одна гигантская волна. Может быть, революция — это о том же? Я думаю надо делать добрые революции. Надо создавать резонансы, и любые действия каждого из нас для достижения этой цели — это очень важно и очень хорошо.

Лучше, если такой резонанс не будет импровизацией. Когда резонанс хорош как импровизация? Когда человек влюблен. Тогда рождаются шедевры, происходит обмен энергиями. Но когда мероприятие планируется, когда подбирается состав участников, выбираются повестка, музыка, свет — это запланированный резонанс, который обязательно случится, если большинство внесет свой вклад. Поэтому я думаю, что должны существовать такие мероприятия, как форум «Бизнес со смыслом», как «ПиР» Марка Кукушкина, как «100 успешных романтиков».

Счастье сразу

Я думаю, что создание резонансов, шедевров, когда мы дарим друг другу радость, рассказываем истории — это очень и очень здорово. Харизматичный и интересный Оскар Хартманн, основатель KupiVIP.ru, сооснователь CarPrice, как-то сказал мне: «Саш, вот мы хотим много-много работать, все отдать, а в конце получить счастье». А я иначе думаю. Зачем в конце? Счастье надо получать сразу!

Мы пытаемся заработать деньги, а потом проинвестировать их в собственное счастье. Одна транзакция лишняя. Честно! А вот когда Дмитрий Черепков строит «Ясно Поле», а Сергей Гутцайт — Мандроги, когда они сами живут на этих территориях, — это всё примеры, когда люди создают счастье сразу. Поэтому давайте создавать резонансы, радовать друг друга красивыми историями, участвовать в отличных мероприятиях и делать счастье сразу!

В книге «Живая компания» есть мысль, что цель каждого живого организма — жить максимально долго и максимально счастливо. Счастливо — это важнее! Вокруг Руяна была очень долгая дискуссия. Мы организовали форум «Руян-город — это объединение живых». Нас стали обвинять за слово «живых», за то, что мы якобы как фашисты отделяем живых от неживых. А больше всего — за слово «объединение». Людям казалось, если есть объединение, значит, есть главный «объединятор», демиург, который подменяет собой роль Бога. А вот Николь и Александр Гратовски из «Посольства дельфинов» сказали, что их ключевое слово — «соединение». Мне кажется, это очень верно! Соединение и единение живых — это то, что делает «живых» счастливее. И это моя личная цель — быть счастливым самому и создавать такую возможность для тех, кому это ценно.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Книги, которые рекомендуют герои форума "Бизнес со смыслом"

9 мая 3725

Слово экспертам

Майнд-менеджмент молодой мамы-предпринимателя

9 мая 3618

2006 год. Молодой бизнес-тренер узнает от своего приятеля о возможностях интеллект-карт (древовидных карт, MindMaps) и начинает активно включать их в свои тренинги. Этим бизнес-тренером, как вы, наверное, уже догадались, была я....

Слово экспертам

Как работать в рабочее время

9 мая 3768

Несколько лет назад один из клиентов обратился к нам с запросом: "Помогите справиться с этим хаосом вокруг. У меня в последнее время усиливается странное ощущение, что я могу нормально работать только до начала рабочего дня, после о...

Слово экспертам

Коллаб - современное управление

9 мая 3944

В дословном переводе коллаборация - это процесс совместной деятельностКак отмечает создатель системы Сессиль Грин, в течение 17 недель после начала использования методик повышается эффективность всех процессов на 57%, возрастает уров...

Слово экспертам

Обратная связь

9 мая 5205

О том, как работает обратная связь в компании «ВкусВилл» и почему нужны жалобы клиентов, рассказывает Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям компаний "Избёнка" и "ВкусВилл"

Слово экспертам

Зачем нужны корпоративные ценности компании: Как работает «управление по ценностям»? Часть 2.

9 мая 3805

Давайте сразу договоримся: ценности – это не формальный элемент «чтобы было» в компании. И они нужны не для сайта и даже не для рекламных буклетов. Ценности – это «сердце» организации. Это стержневые принципы, в которые верят сотрудник...