Социократия 3.0. - это конструктор. Как применить методику в любом бизнесе

Опубликовано в №2 от 26.04.19
Социократия 3.0 (S3) — это не система самоуправления. Это методология для того, чтобы ориентироваться в жизни. Это не только про организации, производство, сервис. Это эволюция в принятии решений, особенно в сложных. Социократия - это что-то, что управляется социальными группами. Люди, которые либо испытывают влияние чьих-то решений либо принимают их.
S3 — это практическое руководство, коллекция шаблонов, которые можео брать и соединять друг с другом, как конструктор лего. Они связываются определенными принципами. Это бесплатно. Это то, что может использовать каждый.

Джеймс Прист

автор Социократии 3.0, Великобритания
Социократию 3.0 я придумал вместе с моими коллегами: Бернардом Бокельбринком и Лилианой Дэвид.
Мы заметили, что вокруг происходит много шаблонных вещей. Так появилась идея создать гибкое руководство к действию, которое можно применить в разных ситуациях: организовать команду, распределить роли, провести эффективные совещания, определить договоренности. Соглашения и договоренности - важная часть эффективного сотрудничества.
Сейчас в Социократии3.0. 74 шаблона, многие из них очень спецефичны.

Один из важных факторов успешности компании — культура. Она формируется ценностями. Ценности — это принципы, которые ценят и разделяют люди, ими руководствуются при принятии решений. Их может быть много и они всегда индивидуальны. Но если говорить про самоуправляемые компании, то следует подробно остановиться на семи.

1. Равенство в принятии решений и развитии людей.
2. Эффективность. Уделять внимание тому, что приближает к конечной цели.
3. Согласие. Не отвергать возражения. Позволять критичный взгляд на принятые решения.
4. Эмпиризм. Выдвигаем гипотезы и тестируем их. Применяем к тому, что хотим постоянно улучшать.
5. Ответственность. Необходимость следовать тому, о чем вы договорились.
6. Прозрачность. Открытая информация
7. Постоянные улучшения. Идти к ним каждый день.

Я хочу посмотреть на организации через определенные перспективы.
Ответная реакция — откликаться быстро и эффективно на изменяющиеся ситуации.
Участие — увеличивать и поддерживать вовлеченность и ответственность.
Работа — делать все возможное для достижения максимальной ценности.
Соглашение — использовать коллективный разум для создания и усовершенствования коллективных решений.

Каждый контекст - уникальная вещь и нигде нет решений как справляться со сложностями. Любая методология не может быть адекватна, будут только элементы методов, которые будут полезны в определенных ситуациях и контекстах. Важно, чтобы люди взаимодействовали, чтобы понять, что они делают. Нужно вдохновляться системами самоуправления. Нужно быть бдительным и идти своим новым путем, применяя то или другое.
Наши привычные стратегии поведения едят здравый смысл на завтрак. Под стрессом мы все возвращаемся к нашим привычкам. Чем более мы в стрессе, етм более склонны действовать согласно привычкам. Т.к для нас это единственный способ продолжать. Тоже самое в компания. В кризис она откатывается назад. С3 шаблоны - они действуют как что-то что создает рамки, побуждают людей проснуться и осознанно решить, как реагировать в этот момент. Когда ты делаешь что-то новое, ты сталкиваешься со своими привычками и новым опытом и так просыпается сознание.
Не внедряйте изменения, если кто-то сказала, что это круто, их нужно внедрять только, если вы чувствуете, что в организации что-то идет недостаточно хорошо.

Социократия 3.0 находится на стыке между привычным и новым и создает потенциал для лучшего осознания себя.
Паттерны повсюду. Они являются частью наших действий. Но надо понять в чем они состоят. Именно поэтому многие занимаются медитацией, йогой. Приходишь на медитацию, тебе говорят сгибайся так... и думаешь, что это самое неудобное положение, которое я знаю. А через год тренировок ты понимаешь, что это нормальное положение для твоего тела.
Старые привычки тяжело истребить. Поэтому помощь, ведение процесса может помочь. Нужна дисциплина и желание действовать по-новому.

В социократии 3.0. мы используем несколько ключевых понятий.
1. Драйвер. Мотивация человека или группы для реагирования на определенную ситуацию. Мы видим, что что-то происходит, понимаем, что это отличается от того, что мы ждали и мы замотивированы отвечать.
2. Домен. Определенная зона ответственности, влияния, принятия решения или деятельности внутри организации. Нужно определить домен и разделить его на различные драйверы, которые за этим стоят. Мы называем это делегированием влияния. И делегировать влияние может кто угодно внутри организации. Есть те, кто делегирует влияние и те, кто принимают на себя эту ответственность. Кто берут - делают задачу, а те, кто делегирует - поддерживают.
3. Описание домена. Включает в себя различные детали. Зачем его описывать? Какова зона ответственности домена? Что сдерживает или на что можно опереться? Ресурсы домена. Критерии оценки. Насколько часто будете пересматривать домен.
4. Роли. У людей разные представления о том, за что они ответственны. Что такое сфера ответственности? Что нужно организации, чтобы работа велась? Энергия людей, которые берут на себя ответственность. Под них создаем роли.

Если мы посмотрим как это работает в организациях - мы называем это действовать через напряжение, через решение конфликтов. Что-то идет не так, как нам хотелось бы. Опыт напряжения - это сигнал тревоги. Можно использовать предыдущие знания, чтобы реагировать на новые вызовы. Если то, как мы обычно решаем эту проблему - работает. Но часто у нас нет готового решения. Или нам кажется, что оно есть, но по факту — не работает. В S3 важно понимать, что действительно происходит.
  • В любой ситуации важно определить, кто несет ответственность.
  • Если вы можете сами решить проблему сделайте это.
  • Если вам нужна помощь - попросите.
  • Не подходят эти решения, найдите того, кто сможет помочь.
  • Не копируйте слепо. Берите то, что подходит именно вашей компании, адаптируйте инструменты. Только так у вас получится создать что-то свое, эффективное и живое.
  • Все, что мы делаем, - для наших детей. Они унаследуют последствия наших действий и бездействия.

Хотите узнать про самоуправление больше? У нас есть емкий и максимально практичный курс. Жмите картинку. 

photo_2020-09-28_18-55-00.jpg

Другие статьи этой рубрики

Самоуправление

Agile, чтобы что? Счастье на работе или выжимание эффективности?

25 апреля 6686

«Когда я читаю истории о том, что компания вдруг приняла решение жить по принципам самоуправления, я всегда представляю линейного сотрудника. Вот сидит, он делает свое дело и тут ему говорят: а теперь вот тебе ответственность, бери, само...

Самоуправление

Ташкент. Ресторан. Холакратия. Опыт перехода на самоуправление

25 апреля 7426

Есть мнение, что холакратия, как и любое самоуправление, работает только там, где люди достигли высокой степени осознанности. Линейный персонал (строители, продавцы, официанты) не готов жить в этой культуре. Мол, в большинстве св...

Самоуправление

Как IT-системы помогают управлять бизнесом

25 апреля 6229

«Бизнес со смыслом» Александр Дубовенко называет сектой. Любя, конечно. Его путь к самоуправлению начался и продолжается нога в ногу с нами. Для него все так же началось с книги Фредерика Лалу, потом были несколько стажировок в «живые» к...

Самоуправление

Как не угробить свой бизнес, начав внедрять бирюзу

25 апреля 8625

Давайте сначала поймем, будет ли эта статья вам полезна. Если хоть на одном утверждении ниже сердце екнуло, мол, «близко», «понимаю», «про нас» - читайте дальше. Если все это не имеет ничего общего к вашей компании - не тратьте время. ...

Самоуправление

Опыт перехода на самоуправление за 9 месяцев. Smart consulting

25 апреля 7631

"Cобственный смысл нужно не искать, а создавать". Самоуправление - это всегда свой путь, комбинация существующих эффективных инструментов в своей мозаике. Нет двух одинаковых компаний, культур и систем управления. Компания Smar...

Самоуправление

Самоуправление в РОСТЕЛЕКОМ

25 апреля 7889

Опыт внедрения и адаптации принципов самоуправления в корпоративной среде в рамках только одного подразделения – IT-блока.