Разгорался конфликт! Хорошо, что у нас есть устоявшийся профессиональный навык фиксировать все ключевые договоренности и обязательно подтверждать их по электронной почте согласно нашим корпоративным принципам:
Любая устная договоренность должна быть подтверждена по электронной почте.
Любое электронное письмо является документом, которое подтверждает достижение договоренностей.
Любая устная договоренность, не зафиксированная по электронной почте – не существует.
Мы тут же достали из электронной почты и переслали партнеру письмо по итогам того телефонного звонка, в котором были зафиксированы и подтверждены (!) партнером все договоренности. Партнер просто о них забыл, но увидев письмо, тут же согласился с написанным и назревавший конфликт был погашен. Если бы этого письма не существовало, то однозначно возникла бы неприятная ситуация.
Каждому из нас случалось оказываться в неприятной и конфликтной ситуации, когда кто-то упрекал нас в том, что мы сделали не то, о чем договаривались. Или, наоборот, мы были недовольны кем-то, кто не выполнил своих обещаний, хотя он очень сильно старался и уверял нас в том, что сделал все именно так, как договаривались.
Это происходит из-за того, в нашей бизнес-культуре пока широко распространено управление «по-понятиям». Дело в том, что мы понимаем информацию в виде образов, то есть с помощью правого полушария. Формируемые в нашей голове образы - это и есть понятия. А общаемся мы как правило с помощью слов, построенных на основе логики, то есть с помощью левого полушария. Поэтому по итогам общения на основе одних и тех же слов каждый строит в своей голове разные образы.
Рис.1. Как воспринимается словесная информация
Управление "по-понятиям" - это управление на основе по-разному формируемых образов в головах взаимодействующих людей, без приведения сформированных образов к «единому знаменателю», т.е. к одинаково всеми понимаемым правилам игры
Для управления "по-понятиям" шикарно подходит следующая характеристика гуру регулярного менеджмента Александра Фридмана (Цит. по книге "Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных" с.215):
Во многих организациях есть неработающие регламенты (мы называем их правилами игры). Почему писаные правила игры часто не работают? Потому что при внедрении правил игры менеджеры забывают про очень важный этап – сформировать у людей понимание, а зачем правила вообще нужны, каков их смысл.
Мы представляем это в виде следующей схемы:
Рис.2 Схема, как перейти от управления «по-понятиям» к управлению по правилам
Например, что такое «по-понятиям» обычно значит у нас прийти на какое-то мероприятие вовремя? Правильно, это значит прийти с 15-минутным опозданием, принятым в нашей культуре. Именно поэтому организаторы мероприятия, которые хотят, чтобы все пришли вовремя, заранее предупреждают в пригласительных билетах, что мероприятие начнется точно вовремя, никого ждать не будут и, более того, опоздавших могут и не пустить.
Если это будет написано, то почти никто из опоздавших обижаться не будет, если их вдруг не пустят: потому что управление было переведено из плоскости управления «по-понятиям» в плоскость управления по правилам. Роль управления пониманием сыграл правильно написанный пригласительный билет. Но если вдруг организаторы забудут об этом предупредить, то все опоздавшие обидятся, если их не пустят.
В ситуации неработающих или отсутствующих правил игры все руководствуются управлением «по-понятиям», принятых на уровне общей культуры региона. |
В качестве подробного бизнес-примера, как перейти от управления «по-понятиям» к управлению по правилам, который мы разберем в этой статье. Возьмем правила проведения совещаний в организации. Кстати, а возможно ли проведение совещаний вообще без правил? Нет, потому что принцип «кто кого переорет» тоже является правилом (кстати, этот тип совещаний, принятый в компании Microsoft, проходит без регламента и без жесткого тайминга до тех пор, пока не будет готово зафиксированное и принятое всеми решение. Правда, в Microsoft есть и еще 6 других типов совещаний, у которых другие правила).
Итак, как при проведении совещаний перейти от управления по-понятиям к управлению по-правилам:
Тема сильной корпоративной культуры подготовки и проведения совещаний очень велика и индивидуальна, для каждой компании эта культура своя. Для того, чтобы перевести правила подготовки и проведения совещаний из уровня управления «по-понятиям» на уровень управления по-правилам, нужно два дня практического тренинга с месячным периодом закрепления сформированных правил до уровня принятых на уровне корпоративной культуры в Компании.
Мы можем помочь Вам сформировать понимание на уровне команды менеджеров, а так же поделиться с Вами всем нашим опытом и наработанными методиками.
Мы занимаемся тем, что помогаем нашим Клиентам перейти от управления «по-понятиям» к управлению по одинаково всеми понимаемым правилам игры. И здесь, конечно, хватает работы, учитывая, что, согласно как Александру Фридману, так и нашим наблюдениям, одной из самых распространённых в нашей стране операционных систем управления является манипуляционный менеджмент.
Поэтому продолжим нашу таблицу на уровне самых верхних понятий менеджмента. В поле управления «по-понятиям» мы специально напишем самые крайние, неприятные значения, которые можно увидеть в сформированной бизнес-культуре российских предприятий.
В нашем консалтинговом договоре есть очень важный для управления проектом пункт, который мы рекомендуем и Вам использовать теперь в своих договорах:
4.1. Основным документом, подтверждающим достижение договоренностей о результатах и следующих шагах проекта между Исполнителем и Заказчиком является переписка по электронной почте. (далее указывается рабочий e-mail руководителя проекта со стороны Заказчика и Исполнителя)
Интеллект-карты
Краткосрочные цели
Интеллект-карты
Шелл Р., Мусса М. Как убедить, что ты прав
Интеллект-карты
Гид по направлениям йоги
Хотите стать более гибким? Повысить тонус и подтянуть мышцы? Улучшить самочувствие без особых усилий? Стремитесь научиться медитации и релаксации? Разные направления йоги решают множество разных задач, и если вы еще не любите йогу, возмо...
Интеллект-карты
Winning the hearts достучаться до сердец сотрудников Михаил Воронин, Надежда Маркова
Есть, с чем согласиться, есть, что оспорить. Прочитать будет полезно тем, кто заботится о развитии компании и хочет найти новые методы мотивации сотрудников, улучшить корпоративную культуру в организации и расставить приоритеты.
Интеллект-карты
Том Рат, Джим Хартер. Пять элементов благополучия. Инструменты повышения качества жизни
Интеллект-карты
"Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт"
Здесь Вы можете посмотреть первую версию обзорной интеллект-карты книги после разговора автора с научным редактором книги Глебом Алексеевичем Архангельским.