Река жизни Тихона Булычева

Опубликовано в № от 25.04.24
Однажды, попав в город Киров (или Вятка, как его тогда еще называли) я отправился по ту сторону реки. Там я присел на обрывистом берегу и наблюдал, как город пробуждается ото сна. Наружный его вид, особенно из-за реки, был очень красив: соборная и монастырская стены придавали городу вид крепости. Все лишнее и фальшивое уносилось с течением, а настоящие истории города обнажались в зеркальной поверхности. Киров отражался в неторопливой глади реки, и я всматривался в каждую его деталь до тех пор, пока мое внимание не привлек пароход. Он неторопливо куда-то шел по реке и вдруг издал приветственные гудки. Красными буквами на его карме было написано: «ПОЧЁТНЫЙ». Кто дал такое имя этому пароходу? Именно об этом я и расскажу вам через пару мгновений.

Имя и судьба Тихона Филипповича Булычёва, выдающегося вятского предпринимателя и потомственного почётного гражданина, овеяны легендами. Вятский купец 1-й гильдии Булычев был широко известен как человек очень богатый, щедрый и эпатажный. Его биография до сих пор хранит немало домыслов. Все мы любим таинственные и невероятные истории. В особенности если та или иная байка претендует на историческую правду. Поэтому мой рассказ не будет голословным. Я бывал в Вятском крае, и эта история — одна из ярчайших среди тех, которые освещал мой фонарь.

фаролеро булычев.jpg 

Тихон Булычев родился 26 апреля 1847 г. В купеческой семье в городе Орлове. Воспитание и образование получил самые простые. Отец Тихона, Филипп Тихонович, продолжал дело предков, к тому же занялся пароходством. Открыл вначале пароходную линию на Северной Двине, а потом и на Вятке. Часто брал с собой в торговые поездки подросшего сына, и тот узнал от отца секреты купеческого ремесла. В 1872 г. Тихон стал владельцем всех семейных капиталов. Интересно, что первоначально он не имел планов стать крупным предпринимателем. Но, как и все герои моих историй, он даже не догадывался о пути, который приготовила ему Судьба. Ведь жизнь каждого человека должна в буквальном смысле течь как река. И если на дне её много препятствий, которые сужают русло жизни, ни один, даже самый искренний, мечтатель не сможет приплыть к большой воде, а тем более не стать большой водой. Можно приложить усилия и обогнуть препятствия на сильном и мощном пароходе. Но лучше не бежать от них, а поднимать все камни на поверхность и рассеивать. Так со скандала и препятствий началась известность Тихона Филипповича Булычева. В родном городе Орлове в январе 1876 г. молодого купца избрали городским головой. Только приняв дела, он уволил секретаря А. Н. Ипатьева, для которого это оказалось тяжелым душевным потрясением. Движимый жаждой мести Ипатьев буквально сошел с ума. В итоге он явился на заседание думы и выстрелил в Булычева, но пуля прошла мимо и попала в ободок венского гнутого кресла. По мнению экспертов, у Ипатьева было очень сильное возбуждение нервной системы. Присяжные признали его невиновным. Но для молодого купца эта история не прошла незамеченной. После происшествия Булычев отказался от должности и никаких высоких общественных постов больше не занимал. Можно долго рассуждать о фатальности, но факт остается фактом — путь Булычева был похож на течение бурной реки.

Есть такое известное выражение — «человек и пароход». Задумывались ли вы когда-нибудь о его значении и происхождении? Некоторые могут истолковать его так: уважительное обозначение человека, преуспевающего в своей деятельности, с соответствующей репутацией и, как правило, известного лишь в узких кругах. Это выражение характеризует моего героя как нельзя лучше, еще и потому, что приобретает буквальный смысл. Неотъемлемой частью жизни Тихона Булычева была перевозка пассажиров по реке. После случая с Ипатьевым Булычев уехал в Вятку и сконцентрировался полностью на делах пароходства.

Тихон Филиппович Булычёв — потомственный купец. И нужно подчеркнуть слово «потомственный»: когда он вступил в дело, его предки уже почти 100 лет занималось предпринимательством. А это особая среда, «корневая система», которая формирует человека.

Характер, деловые качества, предпринимательская жилка — все это помогло Булычёву со временем стать самым богатым в Вятке человеком. Свое состояние он заработал на перевозках пассажиров до Казани и Нижнего Новгорода, сельскохозяйственных грузов по Вятке, Каме и Волге — до Рыбинска и Астрахани. К началу XX в. Булычев довел численность своего флота до 19 пароходов.

Имена пароходам Булычёв давал особенные, связанным с его родом: «Потомственный», «Гражданин», «Филипп», «Николай», «Булычёв», «Дед», «Любимец», «Основатель». Это была не только романтическая чёрточка предпринимателя, но и способ увековечить себя. Каждый пароход, проходя мимо хозяйской дачи, салютовал продолжительными приветственными свистками. Их я и слышал тогда, сидя на берегу реки. Стоит отметить, что Тихон Филиппович

любил большие и быстроходные пароходы. А ведь Вятка не только сейчас обмелела. Для судоходства это сложная река: опасность сесть на мель всегда была очень высока. Но Булычёв приобретал, например, пароходы американского типа в 25 сажен. Он не просто рискнул, он все просчитал и даже купил землечерпательную машину, чтобы углублять реку.

В 1902 г. им совместно с Яковом Тырышкиным и Торговым домом «Наследники коммерции советника Ивана Васильевича Александрова» было создано «Товарищество Вятско-Волжского пароходства». Булычев стал директором-распорядителем нового акционерного предприятия и вскоре объявил себя миллионером. Товарищество вплоть до национализации в 1918 г. приносило большой доход его членам. Это позволяло Тихону Булычеву заниматься благотворительной и общественной деятельностью. Вообще, Булычёв не просто работал на реке и ухаживал за ней, он развивал портовое хозяйство, причём не только в Вятке, но и в Нижнем Новгороде, Казани. Булычёв первый перевел вятское пароходство с дровяного топлива, на нефть. Он был членом

«Общества подаяния помощи при кораблекрушениях». В те времена почётными членами этого общества были императорская семья, знать, богатые купцы и крупные государственные деятели. Рядом с пристанью в Вятке на его средства была построена и содержалась спасательная станция. Зачем? Это было престижно, это укрепляло его деловую репутацию.

Булычев мог считаться поистине Дон Кихотом своего времени. И дело было не только во внешнем сходстве: он был высокого роста, имел острую бородку и стремительную походку. Одевался он всегда изысканно, по-светски, слыл англоманом.

Тихон Филиппович вошел в историю как крупнейший вятский благотворитель. Он содержал детский приют и построил для общежития мужской гимназии двухэтажный особняк. Во время Первой мировой войны Тихон Булычев делал большие пожертвования на содержание в вятских госпиталях раненых воинов, а также семьям ушедших на войну.

Злые языки, конечно, поговаривали, что на самом деле купец вовсе не был убежденным меценатом и бескорыстным покровителем вятской бедноты. Но как бы то ни было, Булычёв, кроме собственной выгоды, всегда думал об общественной пользе. Это отличало его как предпринимателя. Он вкладывал средства и в обучение своих работников, умел правильно организовать дело. Например, механиков отправлял на зиму на заводы по производству двигателей, чтобы те к навигации возвращались специалистами, знающими процесс до тонкостей. Ему удавалось преуспевать, даже находясь большую часть времени в поездках по стране и за границей. Из Европы Булычёв то и дело привозил в Вятку новинки. При этом даже его забавы оказывались нужными обществу. Например, известная история с рентгеновским аппаратом: сначала он поразвлекал им гостей, а потом подарил два аппарата Губернской земской больнице, где числился почетным членом попечительского совета. Вокруг Булычёва, как и вокруг любой большой личности, было много слухов. Самая тиражируемая — это легенда про особняк в стиле романтического модерна с готическими и мавританскими элементами. Многие слышали историю, что Тихон Филиппович построил его для своей дочери, жившей в Европе. Якобы для того, чтобы заманить её после замужества в Вятку. Но здесь нет ни капли правды. Одна дочь Булычёва умерла в восьмилетнем возрасте, а другая — Александра Тихоновна — была замужем за городским головой и жила в своём особняке в Вятке. Так зачем Булычев построил этот роскошный замок?

Я отвечу вам на этот вопрос. Дело в том, что предприниматель всегда с умом и перспективой вкладывал деньги. Ему хотелось выделиться, да и средства ему позволяли. Тем более, что Тихон Филиппович часто бывал в Европе и видел роскошные европейские замки. Таким образом, уровень его притязаний прекрасно совпал с высочайшим уровнем профессионального мастерства архитектора Чарушина, получившего достойное образование в Петербургской Императорской Академии художеств.

Среди вятского общества Булычев считался любителем различных технических новинок. Известно, что электрическое освещение вятчане впервые увидели в начале 1890-х гг. именно на пароходе «Ф. Б улычев». Представляете, как же красиво это выглядело по ночам: свет парохода разливался буквально по всей реке, и город становился похожим на живописную иллюстрацию. Горожанам порой доставляло особое удовольствие наблюдать с берега, как светящийся пароход прогуливается по Вятке. Но подобный аттракцион был не единственным нововведением. Первый телефон тоже появился у Булычева в собственном доме рядом со Стефановской церковью. В 1885 г. телефонная линия связала контору Т. Ф. Булычева со складом керосина на берегу реки Вятки.

Тихон Булычев был не просто человеком, желающим найти свое предназначение. Его путь был предопределен фамилией. Но и по таким дорогам нужно было идти достойно. Плыть, ориентируясь на маленький путеводный огонек вдали и стремиться рассеивать подводные преграды. Не бояться холодных и острых ключей, разбивающих течение одной большой и мощной реки по имени Судьба. Но, как часто бывает, никто, даже самый богатый человек, не застрахован от обнищания в любую минуту. Так случилось и с «хозяином Вятки» Булычевым. В 1918 г. после национализации флота он разом потерял все капиталы. Одно время он сидел в большевистском концлагере — заложником за сына, воевавшего у белых. После гибели Николая Тихона Филипповича отпустили, но лагерь и смерть сына надломили моральное и физическое здоровье Булычева. Он, когда-то слывший англоманом и щёголем, обнищал, много молился, из милости его подкармливали бывшие сотрудники.

Умер Булычев в 1929 г. в возрасте 82 лет. Со времен этой истории утекло много воды. Но вечные ценности никуда не исчезли: Вятка по-прежнему стремится добежать до Волги, а человек все так же ищет свое предназначение и мечтает.

Другие статьи этой рубрики

Рассказывает фаролеро

Ни одного неграмотного

25 апреля 1636

Осень в тот год окончательно осмелела и засыпала сухой листвой все площади в городских парках. Лето устало сопротивляться и деликатно исчезло, прихватив с собой светлые и теплые вечера. Длинные тени уже не стеснялись выходить в город ран...

Рассказывает фаролеро

Великий молочник Александр Чичкин

25 апреля 1986

В тот день сын лоцмана Василия Чичкина вернулся домой в особом настроении. Его глаза восторженно светились, он не мог найти себе места в комнате и что-то судорожно пытался рассказать. Василий, привыкший к методичной и четкой работе на ко...

Рассказывает фаролеро

Бугров всему голова: история нижегородского купца

25 апреля 6748

Как вы думаете, почему в одном городе мы равнодушно прогуливаемся по улицам, а в другом испытываем трепетное желание дотронуться до каменной кладки стен? Все дело в историях... Энергия  людей, что жили задолго до нас, дышали э...

Рассказывает фаролеро

Коллекционер: история Павла Третьякова

25 апреля 2388

Москва не была для него незнакомкой. Он изучил ее улочки, знал, в каком направлении свернет весенний ручей и во сколько зажгутся вечерние фонари. Ему доставляло удовольствие собирать в свою копилку простые впечатления: прогулки по городс...

Рассказывает фаролеро

Успех без выкроек: история Надежды Ламановой

25 апреля 1665

Надежда Ламанова, кутюрье и законодательница моды. Она была не просто Москва. 1941 год. Постановлением Государственного комитета обороны об эвакуации Большого театра, МХАТа Малого театра и Театра им. Вахтангова уже выделено 78 вагонов дл...

Рассказывает фаролеро

Чайная династия Перловых

25 апреля 2336

Вечерние города окутаны особой магией. С наступлением темноты у каждого горожанина есть лишь один верный путь — в сторону горящих огней. Для старого фонарщика свет фонаря — призвание. В каждом из тысяч светящихся городских окон пишутся н...