Введите в поисковике имя: Николай Данн. Вы удивитесь, сколько разного материала он вам выдаст. И это все про него - одного человека. Умеющего охватить очень разные сферы деятельности, нанизывать свои проекты один на другой. Так кто же вы, Николай? Кем вам приятнее быть и представляться?
«Всегда задумывался над этим вопросом: как мне себя представить в той или иной ситуации, в том или ином событии. Очень часто относился к себе как к человеку, который выполняет какую-то функцию. Я больше себя считаю человеком, а уже потом - статусом или ролью, которые я представляю: режиссер, сценарист, продюсер, ведущий-практик, директор, руководитель. Но в целом, я всегда считал себя руководителем вне зависимости от организации, директором чего-либо. Режиссер – это тоже директор, ведущий мастер-классов – директор. Я себя называю: директор, председатель, президент Федерации современного искусства».
- В вашей биографии каждый пункт начинается: «с XXX года...». То есть вы начали этим заниматься, и проект жив до сих пор. Новые и новые проекты, как кольца пирамидки, нанизываются один на другой. Есть среди них особенно ценные для вас? Почему они?
- Да, начиная с 1997 года проекты идут. Вначале они были маленькие, как дети, а теперь выросли. Я бы даже сказал, «трансформировались»: один перешел в другой. Если брать «Управление Вниманием», то оригинальная программа «Сознательный подход к себе» родилась еще в 1999 году. Эта программа позволяет человеку развиваться, быть самодостаточной личностью, понимать себя, окружающих; создавать образ и форму жизнедеятельности, уметь мыслить, чувствовать, понимать, что необходимо в той или иной ситуации.
Эта программа постепенно интегрировалась и стала основой всех наших проектов, поскольку осознанность, или, другими словами, понимание ответственности, исходит из того, насколько человек осознает себя в определенный момент времени и в конкретном процессе. Исходя из данной программы и развились остальные проекты: театральные, танцевальные, кинопроекты, экологические, общественные проекты.
Однажды мы поняли, что обо всем необходимо снимать кино, и создали кинокомпанию, запустив производство фильмов. Далее мы увидели, что наши фильмы и другие познавательные картины нужно как-то аккумулировать, и создали кинофестиваль «Ноль Плюс». Поскольку мы понимаем, что все человеческие ценности важно передавать детям, мы решили запустить именно фестиваль детского и семейного кино. Это, на наш взгляд, хорошее достижение.
Впоследствии пришли к выводу, что детские фильмы необходимо транслировать в школах. Так и родился следующий виток, который развивается и сегодня, – кинопедагогика. Мы уже делимся опытом со многими странами и вместе с ними разрабатываем методологию, как использовать кино в учебной или внеурочной деятельности, в контексте семьи и как развивать кинограмотность и мышление через кинопросмотр.
Недавно, как следствие, что актуально для нынешней цифровой эпохи, у нас появился онлайн-кинотеатр zeroplus.tv, который только начинает набирать обороты. Но уже сам по себе он открывает перспективы для цифрового образования через кино и медиа, перспективы для международного сотрудничества в аккумуляции и популяризации контента, так и совместного кинопроизводства.
Мы уже регулярно создаем свой контент, хотя пока и в небольших объёмах. Но перспектива такова, что онлайн-кинотеатр zeroplus.tv станет компанией, которая производит фильмы. Сейчас это только виточки, которые раскрывают перспективу. Результаты же есть в сфере кинопедагогики, и с регионального уровня мы выходим на всероссийский.
Так, я бы отметил два моих любимых детища. Во-первых, программа по развитию внимания человека и его осознанности «Сознательный подход к себе». Она является ключевой, это важное достижение, которое я развиваю дальше. Второй проект - «Кино как инструмент воспитания и образования», который связан с детьми, их развитием и развитием общества в целом.
- Вы выбрали нишу доброго и просветительского кино. Каким оно должно быть, чтобы его смотрели современники?
- Есть человеческие ценности, которые предки передавали нам, а мы передаем их другим. Вообще во всем мире детского кино гораздо меньше, чем любого другого вида контента. Из-за этого дети иногда смотрят взрослый контент, не понимая до конца сюжетную линию и то, что происходит в фильме. Даже если они это понимают, это все же им рано смотреть – в детском возрасте необходимы детские мотивы. Мы выбрали детское направление, потому что через детские фильмы и мультфильмы закладывается то, каким человек будет в дальнейшем. Кому он будет подражать? Какой его любимый герой? Кем он будет себя представлять? Через подростковое кино подросток видит, как живут другие подростки, он начинает либо тянутся к этому образу, либо у него возникает собственное понимание или идея. Юношеское кино – кино для почти уже взрослого ребенка, который начинает исследовать и понимать, что его ждет. Это некое выстраивание отношений с миром, с самим собой, со сверстниками, противоположным полом, формирование отношения к жизни, к Богу, к смерти, ко всему. Здесь у него начинает возникать осмысление и понимание. Если мы за время от детства к юности смогли через кино и школьные предметы сформировать в ребенке стремление к познанию, тогда юноша или девушка пойдёт во взрослую жизнь и будет делать полезные дела. Он или она будет качественно по-другому относиться к тому, что сделали предки, не будет браниться, пренебрегать чем-то, но уважать и преображать. Эту цель мы удерживаем в наших проектах.
- Как сегодня нужно снимать просветительское кино для детей?
- Что касается съемок такого просветительского детского контента… я бы не стал именовать исключительно «просветительский», лучше просто «детский»: хорошие детские комедии, истории, мультфильмы. Они должны быть и их нужно создавать. Да, сложно сейчас. Мы хотим насытить пространство анимацией, игровым кино. Но ведь его создают режиссеры, которые тоже когда-то были детьми. И если у них было детство, он создадут хороший детский фильм. Если у них детства не было – они сразу будут создавать взрослые фильмы. Мы исходим из того, что популяризация взгляда на детское кино как на инструмент развития человеческих ценностей и передачи знаний о детстве, о любви, заботе, уважении, о борьбе, о возможности проявиться, самоидентичности, культуре разных стран – все это закладывает и формирует менталитет будущего сценариста или режиссера. Если сейчас нет хороших детских фильмов, их мало создается по всему миру, то мы можем уже сейчас делать какую-то часть полезной работы ради того молодого человека, которого еще никто не знает, но который когда-нибудь станет создателем нового прекрасного фильма для детей. Мы работаем и на сегодняшнее время, и на будущее. Вот почему важно осмысленно подходить к критериям того, каким должно быть кино как способ передачи информации.
- Расскажите про проект «PROРАЗВИТИЕ». Зачем и для кого он создавался? В чем его сила?
- Проект «PROРАЗВИТИЕ» для взрослой категории людей, которым всегда интересно обучаться: на работе, в семье, быту – везде, где идет процесс становления себя, как личности, индивидуума. Когда речь идет о сознательном подходе к себе, то важно иметь представление, как мыслят на данную тему другие люди.
Это мировоззренческий проект, где спикер делится своим внутренним миром, тем, как он живет внутри себя и вовне, в обществе. Он говорит о своих чувствах и переживаниях, о своей внутренней потребности и внутренних ценностях. Это ценностной канал, который родился случайно: просто возникла потребность взять одно интервью и пошло-поехало… Сейчас этот проект тоже совершает некий новый виток, в нем есть потенциал. Люди должны знать, как мыслят и живут другие. Я говорю о мировоззрении. Когда человек зреет и делится этим, когда он берет во внимание не только себя и свой поселок или город, но страну и весь мир, он видит, как преобразить мир.
Проект создавался с целью развития мировоззрения и мироотношения у пользователей или зрителей. Плюс он создавался как платформа практик развития. Марк Кукушкин, соавтор проекта, аккумулирует практики развития на фестивале «ПиР», где собираются ведущие мастера в области развития людей – HR, коучи, психологи, бизнесмены. Они делятся друг с другом теми практиками, которые они наработали. Проект аккумулирует информацию и знания, которыми эти люди делятся, чтобы узнавать друг друга и популяризировать послевузовское развитие. Уже достаточно много спикеров приняли участие в наших интервью. Платформа в перспективе будет создавать и собирать видеокурсы и мастер-классы от спикеров как для обычных зрителей, так и для корпоративных университетов, вузов, профессиональных сообществ. Этот проект начинается от развития человека и продолжается развитием бизнеса или дела человека, а также общества в целом.
- Где гармония бизнеса и смыслов для вас? Золотая середина между «заработать денег» и «добрым и вечным». Это вообще можно совместить?
- У меня совсем другой подход, потому что бизнес выстраивается из внутренних ценностей. Все, что говорят про горизонтальные формы взаимодействия, бирюзовое управление как развитие бизнеса – это уместно, и, наверное, к этому нужно идти. Я же вижу, что человеку, которые занимается бизнесом, необходимо иметь свой мотив, стремиться к собственной реализации посредством понимания текущих проблем и задач, которые стоят перед ним. Соединение внешнего и внутреннего мира человека дает возможность для развития бизнеса. Тогда организация будет ему всегда полезна, он будет в ней расти. Если же он вырастает из нее, тогда ему нужно идти дальше. И это не убегание от процесса, но его реализация. Также к бизнесу нужно относиться с мировоззренческой точки зрения. Если принципы бизнеса соответствуют человеческим принципам (любовь, доброта, забота), то тогда качество продукта растет, как развиваются взаимоотношения в коллективе. Особенность нашей команды – это совместный рост каждого члена за счёт деятельности в проектах. Мы растем, и проекты растут.
- У вас постоянная команда или проектный принцип?
- В основном у нас постоянная и растущая команда. И, конечно, есть проектная работа. Когда мы снимаем фильм, мы нанимаем команду: операторов, монтажеров, режиссеров, сценаристов. Профессионалы меняются, но мы остаемся друзьями. Для каждого следующего проекта мы смотрим, с кем работать.
Если говорить про детские проекты, то киносъемки тоже платные. Сами дети учатся и не получают гонораров. Гонорар получает режиссер, который приезжает снимать с детьми кино, и в данном случае, это, можно сказать, минимальная оплата. Это больше волонтерский аспект. Обычно детское кино точно такой же продукт, как и взрослое.
Если говорить про профессиональное кино, документальное, то оно все стоит денег. Люди платят нам, чтобы мы сняли кино. Если проект снимаем мы, то мы платим профессионалам.
- На вашем сайте в разделе «Специализация» одним из пунктов указано «осознанное предпринимательство» - что это, по-вашему?
- Сознательное предпринимательство – один из главных аспектов. Если ты осознаешь это, значит ты умеешь управлять своим вниманием, мыслями, чувствами, состояниями. Ты понимаешь и адекватно распределяешь собственную энергию, осознаешь поступки. Все это – осознанное предпринимательство. Осознавать можно научиться. Чтобы осознанно выстраивать дело, нужно мировоззренчески расти.
- Фестиваль «Зеркало будущего» - о чем он? Это про фантазии или прогнозируемую реальность?
- «Зеркало будущего» – это фестиваль детских кинофильмов, детских сценариев, детских киностудий. То, насколько образно мыслят наши дети, какие картины они снимают, какие сюжеты формируют, показывает примерно, как мы будем жить. Это звучит вызывающе, но это так. Что они читают, чем они питаются, какой у них настрой, мировоззрение, как это отражается в их картинах – от этого зависит мир, в котором мы будем жить, в прямом смысле этого слова. Они будут передавать это своим детям. От того, насколько успешно мы закладываем этот фундамент образов, культурных кодов, зависит не только кинопродукция, но и литература, строительство, продукты питания – всё зависит. «Зеркало будущего» – это отражение того, что сейчас есть в действительности. Прекрасно, что мы можем это формировать.
- Как появился проект «Управление вниманием»? В чем его суть? Для кого он?
- Важная особенность принципа управления вниманием в том, чтобы научиться понимать, что такое внимание, и каким образом им можно управлять. В принципе, это внутренняя работа человека: он учится работать со своими мыслями, чувствами, телесным ощущением, телесной силой и сознанием. Мысль и сознание – это разные вещи. Если человек научился активно работать мыслью, проявлять эмоции, он должен научиться быть в состоянии пассивности, в некой внутренней тишине. Соединение внутренней тишины и активности дает возможность человеку управлять вниманием. За этим будущее. Единственный ресурс, который существует у человека лично, - это его собственное внимание, затем уже физическая сила и материальные предметы и явления, а также время. Поэтому внимание – основной продукт жизнедеятельности. Чему уделяешь внимание, то и растет. И здесь нужно ответить на вопрос, как ты уделяешь внимание чему-то? – сознательно или нет.
Чтобы научиться сознательно вкладывать, инвестировать свое внимание в какое-либо предмет или направление жизнедеятельности, важно уметь им управлять. Предметом жизнедеятельности может быть что угодно: от крика и ругани до созидания, созерцания, вдохновения, производства какого-либо продукта. Во внимании - самая главная сила. Можно его применить предметно хоть к бизнесу, хоть к политике – к любой деятельности человека. Сознательный подход к себе приводит к тому, что человек учится управлять вниманием.
- Какой вы видите Россию будущего? Лет через 10-30-50?
- Я люблю свою Родину, как бы это ни звучало громко. Я люблю то, что я живу в ней, потому что именно в России у меня происходили первые осознания. Россия давала возможность этой внутренней свободы. Именно здесь мои предки, семья, моя вера, моя любовь. Все, что связано с Россией, является фундаментальным. Поэтому я хочу, чтобы страна развивалась и процветала. Хочу, чтобы видели осознающую Россию, ведь я ее вижу именно такой. Большинство людей, живущих в стране, понимают, для чего они это делают. Я вижу образ России, расцветающей в плане мировоззрения, готовой делиться наработанной внутренней мудростью с миром.
Мы недавно вернулись с конференции в Афинах, где участвовало более 20 стран. Мы говорили о кинопедагогике и рассказывали о инструментах, которые применяем в нашей деятельности. Только мы, представители России, сказали, что все эти инструменты нужны, чтобы развивался внутренний мир ребенка. Главное – те смыслы, которые мы через инструменты кинопедагогики и медиаобразования закладываем. За всю конференцию ничего об этом не было сказано. Зарубежные коллеги признали, что ранее не обращали на это внимание. Так мы поняли, что в этом наша главная особенность.
8 правил управления вниманием от Николая Данна
Зачем они?
Рассеянность, рассредоточенность, излишняя суета - все это следствие неумения управлять вниманием. Это состояние наполняет нас ощущением бурной деятельности, занятости, но при этом не оставляет шансов на эффективность, достижение высоких результатов, не оставляет времени на самих себя и качественное общение с близкими... жизнь, как тараканьи бега, без удовольствия от делаемого и сделанного. Знакомо?
Вот вам 8 правил, которые помогут осознанно научиться управлять своим вниманием.
Не факт, что это будет просто, никто не обещает, что получится сразу. Но, если хотите жизнь со смыслом, получить ощущение собранности, достижения целей, почувствовать себя и момент «здесь и сейчас» - попробуйте!
Правило 1: Следите за мыслями, чувствами и телом
Мысли, чувства и тело неразрывно связаны. Они - основа управления вниманием. Мрачные мысли - источник негативных чувств. Лихач подрезал на дороге, вы подумали: «Вот ... какой нехороший!» и сразу поднялась волна гнева, злости. А дальше реагирует тело, и вы уже приехали на место назначения уставшим, вялым, выжатым. Тело всегда отзывается.
Следите за мыслями. Акцентируйтесь на тех мыслях, чувствах и ощущениях тела, с которыми вы бы хотели жить.
Правило 2: Включите внутренний интерес
Мы погружаемся в какую-то деятельность с головой, когда она нам искренне интересна. Растворяемся в ней, делаем ее частью себя. Нет интереса - делаем, конечно, если обстоятельства того требуют, но по принципу «надо». А «надо» - это совсем не то же самое, что хочу и нравится. Внимание рассеивается, переключается на что-то другое.
Научитесь включать интерес внутри себя, находить то, что драйвит в деле. Другими словами, научитесь сами себя мотивировать. Очень помогает умение находить что-то новое и полезное в своей сфере деятельности.
Правило 3: Делайте паузы
Каждый день - череда сменяющих друг друга дел, которые нужно успеть, не опоздать, завершить. Все они очень разные: приготовить завтрак, увезти детей, поработать, на встречу съездить, домашние дела сами себя не сделают, машина вдруг в сервис просится, детей забрать, собаку выгулять, а тут еще пробка - хорошая возможность проверить почту. Внимание на пределе каждую секунду.
Стоп! Пауза.
Короткая передышка позволит размотать этот клубок мыслей, привести их в порядок, выстроить приоритеты. Несколько спокойных минут за чашкой чая или кофе, короткая прогулка по парку между двумя важными делами без телефона и мессенджеров, чередование активности и отдыха помогут настроить баланс. Не пренебрегайте паузами. Это время даст вам больше эффективности, чем бесконечный бег наперегонки с собой.
Правило 4: Не думайте о делах по утрам
После пробуждения наши мысли, чувства и тело готовятся к новому дню. Не забивайте их задачами раньше времени. Мы привыкли, открыв глаза, перебирать в голове все, что нужно сегодня сделать. Остановитесь! В начале нового дня сначала включите внимание. В течение получаса сосредоточьтесь на себе. Что чувствуете? С какими мыслями проснулись? Как себя чувствует тело? Теперь включите интерес к начинающемуся дню. Что важное, интересное и полезное сегодня произойдет? Какие возможности подарят эти 24 часа? Когда включится интерес, активизируется внимание. А теперь можно и о делах подумать.
Правило 5: Научитесь наблюдать
Существуют активная и пассивная стадии внимания. Активная включается, когда человек думает, принимает решение, действует. Пассивная - это умение делать паузу, расслабляться и отключать поток мыслей. Чтобы внимание было в норме, важно владеть обеими стадиями.
Постоянное пребывание в активной стадии перегружает мозг и рано или поздно делает нас рассеянными. Иногда в очень неподходящий момент. Так организм самостоятельно находит возможность для отдыха. Чтобы быть максимально включенным в нужные моменты и управлять вниманием, не пренебрегайте пассивной стадией, останавливайте мысленный хаос. Научитесь наблюдать. Просто смотрите, что происходит вокруг, не реагируйте, не анализируйте, не переживайте, не оценивайте. Просто наблюдайте.
Правило 6: Поставьте будильник
Пусть он каждые два часа напоминает вам, что нужно ответить себе на три вопроса: Где я? Что я делаю? Нравится ли мне то, что я делаю? За две-три минуты объясните себе, что происходит в данный момент времени. Это простое упражнение помогает сосредоточиться и включить внимание.
Правило 7: Быть здесь и сейчас
Умение жить здесь и сейчас - пожалуй, главный результат управления вниманием. Не во вчера, в тех важных событиях, не в завтра, в новых делах, а сейчас, в этой минуте. Переживание о завтрашней деловой встрече не помогут вам получить удовольствие от прогулки с детьми, которую вы совершаете прямо сейчас, да и результат переговоров они вряд ли улучшат. Отслеживайте свои мысли. Если они ушли в прошлое или будущее, верните себя в сегодняшний день.
Правило 8: Оставайтесь собой
Каждый день мы носим разные маски, подходящие по случаю: для работы, для семьи, для друзей, для незнакомцев в подворотне, для себя наедине с собой. Почему? Невольно стремимся соответствовать обстановке. Формируем мнение окружающих, ведем себя «как надо». Это приводит к тому, что мы большую часть энергии тратим на контроль своего поведения, и не оставляем ресурсы на управление вниманием. Маски прячут нас от самих себя, искажают наши чувства и гасят истинные желания. Порой мы даже не можем понять, что нам нужно на самом деле, какие цели истинно ценные, наши, а какие навязаны окружением.
Будьте собой.
Снимите маски, услышьте себя, и искренние глубинные важные цели кристаллизуются, а внимание включится в полную силу.
Главный результат управления вниманием – это любовь к жизни и умение быть в ней деятельным человеком, совершенствуя дело, семью, общество.