кривая Гартнера

Опубликовано в № от 26.11.22
Техника позволяет быстро составить карту технологий (или бизнес-моделей), используемых в отрасли, расположив их по степени новизны и в зависимости от формирующихся ожиданий (клиентов, инвесторов и т.д.).

Автор материала Тимофей Нестик

кандидат философских наук, бизнес-тренер, фасилитатор, член IAF, с.н.с. Института психологии РАН (ФАНО)

Эта модель предложена компанией Gartner в 1995 г. И с тех пор успешно используется во многих отраслях. 

Эффект завышенных ожиданий и разочарования наблюдается при появлении любой новой техники, будто появление планшетов на рынке или внедрение новой CRM системы на предприятии. 

Применительно к внедрению новых технологий внутри компании это выглядит примерно следующим образом:

  1. «Появление технологии» - первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех).
  2. «Ажиотаж» - общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистическим ожиданиям.
  3. «Пропасть разочарования» - технология не в состоянии соответствовать ожиданиям, и энтузиазм быстро гаснет. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
  4. «Совершенствование» - тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта. Иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отменяются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
  5. «Плато производительности» - преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется/

Шаблон «Кривая  Гартнера» хорошо подходит для обмена знаниями о трендах на рынке между участниками управленческой или проектной команды.

Основные шаги:

  1. Вспомните и выпишите на стикеры как можно больше технологий, известных на вашем рынке
  2. Распределите их по кривой Гартнера
  3. Каждый участник отмечает 3-5 технологий, о которых слышит впервые или в которых меньше всего разбирается.
  4. Определяются технологии, оказавшиеся наименее известными в команде, по ним определяются эксперты (выписавшие их на карточки). Эксперты по очереди или параллельно друг с другом рассказывают желающим, что им известно о технологии.

Вопросы:

  • Где сосредоточено большинство технологий в отрасли?
  • Есть ли на кривой замещающие продукты / конкурирующие технологии? Где они расположены относительно друг друга? Внедрение каких технологий замедляется отсутствием соответствующей инфраструктуры?
  • На какие технологии нужно делать ставку уже сейчас?

 кривая Гартнера

 кривая Гартнера

 

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Сила корпоративных историй

26 Ноября 1459

В том ли месте я работаю? Тем ли делом занимаюсь? Какой смысл много работать? На своём ли я месте? Что важнее: работа или личная жизнь? Этими вопросами регулярно задаются многие люди. Так мы пытаемся найти ответ на другой, более важный д...

Слово экспертам

Чтобы работало само, или Чему обычный бизнес может научиться у самоуправляемых команд

26 Ноября 1332

При слове «самоуправление» многие кривятся: «Глупости какие! Нам не до этого». И скептически относятся к людям, серьезно занимающимся этой темой. А зря! Вы просто еще не знаете, что вам это нужно. Или путаете бардак и самоуправление. Да,...

Слово экспертам

Ольга Котова: Энергия смыслов и ценностей

26 Ноября 1475

Бывает, заходишь в компанию и с первых минут понимаешь: это то, что надо. Здесь хочется работать, здесь хочется быть. Хотя ничего особенного вроде бы и не произошло. Офис обычный, люди сосредоточенные. Все как везде. Но остается ощущение...

Слово экспертам

Топ-10 книг 2014 Сергея Бехтерева

26 Ноября 1447

1. Джеймс Клавелл. Тай-Пэн 2. Никколо Маккиавлели. Государь База, как мне кажется, для понимания законов управления идеологией и формирования сильной корпоративной культуры.  Книга для лидеров, харизматиков и тех, кто хочет ...

Слово экспертам

Визуальные истории - ключ к сложным смыслам

26 Ноября 1368

В книге Эдварда де Боно о мышлении. Очень много интересных идей о мышлении. Одна из них о природе творчества. Де Боно считает, что логика не способна привести к творческим решениям. Она нужна только для обоснования решений, возникших либ...

Слово экспертам

Сторитейлинг в бизнесе

26 Ноября 5761

Есть истории, известные всему миру. Успех многих брендов сегодня в том, что приобретение их товара - это прикосновение к истории, которая так поражает воображение. Знаете, с чего консультанты «Мэри Кей» начинают свое общение с новичками?...