Важно сказать, что подобного мнения придерживается не только руководящий состав – здесь не встретишь угрюмых и недовольных людей. Такое всеобщее настроение возможно создать только в бизнесе с настоящим смыслом. Как говорят в самой Askona – добром бизнесе. Вдумайтесь: треть жизни мы проводим во сне. И от них зависят другие 2/3, которые бодрствуем. Вялые и сердитые или бодрые и вдохновленные.
Askona считает своей миссией донести до каждого россиянина ценность правильного сна и его влияния на всю жизнь. На наши вопросы отвечали генеральный директор Роман Ершов и коммерческий директор Павел Греков.
- У вас есть прекрасная миссия: научить россиян правильно спать, высыпаться, тем самым используя свои внутренние резервы качественнее. Как вообще выглядит картина в сегменте бизнеса сегодня? Есть ли отклик?
П.Г.: Лидером отрасли считаются США. Там уже пятое поколение взрослеет со знаниями о правильном сне, его влиянии на жизнь. В России в среднем раз в 12-15 лет задумываются в принципе – а не поменять ли матрас? Там – примерно раз в 7 лет. Я люблю все измерять. Поэтому расскажу про уравнение, доказывающее: «сон равно жизнь». Средняя продолжительность жизни в России – 65 лет у мужчин. Это 3510 недель. Мне 34, то есть по факту остался 31 год – порядка 1500 недель. Из них просплю 500. Остается 1000. Это если спать по 8 часов, как принято. Однако если я правильно организую спальное место, смогу восстановиться за 6 часов, тем самым на 25% сокращается продолжительность необходимого сна. Из 500 недель еще четверть могу прибавить на активную жизнь - примерно 138 недель или 2,5 года. Правильно организуя сон, мы имеем возможность дарить себе годы жизни! С этим уравнением в голове живет каждый наш сотрудник. И старается донести его клиентам.
- Вы – компания с сильной корпоративной культурой. Мы все понимаем, что создать и воспитать ее – колоссальный труд. Как вы находите людей?
П.Г.: Когда вокруг много хороших людей, даже злой превратится в доброго. Если добрый вампир укусит. Говоря откровенно, мы подбираем людей даже не столько по навыкам, сколько с определенными компетенциями. Их потом интегрируем в корпоративную культуру. У нас добрый бизнес, поэтому процент непопадания после периода адаптации мал.
- Сказать откровенно, до сих пор во многих компаниях даже не формулируют ценности, а у вас не так давно, как известно, даже переписали. Сам бизнес родился в 1999 году. Какова была трансформация ценностей?
Р.Е.: Askona из небольшой компании в 100 человек трансформировалась в крупный бизнес с 4,5 тыс. сотрудников. Этот путь потребовал формализации. Раньше все держалось на энергии и неписанных ценностях основателя Владимира Седова. Его энергия и была ценностями Askona. Они до сих пор живы.
Однако семейная компания стала большим проектом. Мы, конечно, не провели черту: было так, а станет так. Ценности были не прописанные, но привитые – наше ДНК. Потом мы их сформулировали.
П.Г.: У каждого есть свои ценности, мы живём в соответствии с ними. Когда человек устраивается на работу, его ценности становятся ценностями компании. Можно сказать, что мы берём ответственность за те годы, которые человек с нами проведёт, - либо они будут счастливыми, либо нет. Мы про то, чтобы сотрудники чувствовали себя счастливыми. Это очень важная задача для руководства. Тогда бизнес будет ассоциироваться с добротой и позитивом. Я здесь 6 лет и понимаю, что это лучший период жизни. Когда твои цели, твои мысли, твои ценности совпадают с ценностями компании, внутри нет никаких противоречий. Если не совпадают, то случаются факты, когда в пределах полугода у новичка начинаются внутренние противоречия. В итоге становится ясным, что ценности различны.
- Продолжая тему добра. Как ни крути, продажи с ним не ассоциируются. Как проявляется эта ценность в вопросах продаж?
П.Г.: Наши менеджеры не просто продают товар. Они несут знание о продукте. Чем хороший менеджер отличается от обычного? Он любое свойство может превратить в преимущество.
Мы выращиваем структуру обучения так, чтобы при обращении к менеджеру, потребитель получал консультацию, а не просто продажу. Чтобы наш клиент, придя в торговую точку к конкурентам при попытке что-то ему «впихнуть», мог легко сказать: «Я сам вам сейчас расскажу, как обстоит дело, как надо спать, какие фазы бывают, как можно на них влиять». Когда даёшь эту ценность потребителю, он её осознает. И транслирует дальше.
Я сам, когда озвученные цифры посчитал и переложил на свою жизнь, осознал, сколько важного можно сделать за 2,5 года. Дав эту ценность, уже продавать ничего не надо.
- В 2006 году был самый переломный момент в истории компании: сгорело все производство. Когда происходит подобное – как дальше жить и как начинать заново?
Р.Е.: Знаете, сегодня, по прошествии достаточно большого промежутка времени, понимаем, что встряски компаниям нужны. Конечно, была трагедия. Сложнейший период. Но важно, что мы извлекли из этого только пользу. Конец года. Пожар. Приехали, стояли и смотрели, как все тает на глазах. Объединились, в ту же ночь провели совещание и распределили функции: забыли, кто был коммерсантом, кто производственником. Расписали новые раздачи и начали их исполнять.
Могу сказать, что тот переломный момент стал своего рода чисткой – часть команды потерялась. Более того, тогда отвалились и ненужные процессы. Это было отрезвление менеджмента, утряслась управленческая структура. Разумеется, и риск-менеджмент стал другого уровня.
- Существует ли у вас практика перемещений сотрудников внутри организации?
Р.Е.: За 15 лет в компании я сам поменял в компании массу профессий. Один из самых запоминающихся опытов был, когда руководил производственным участком. До сих пор здороваюсь за руку с каждым, с кем тогда бок-о-бок работал. Тогда научился пониманию, что люди на производстве и в коммерции разные. Мы это знаем и пытаемся «сдружить» блоки, но при этом нельзя отрицать, что в чем-то структуры антагоничны.
Задача руководства - границу стереть. В том числе, и путём тасования персонала. Например, главный производственник компании пришёл из маркетинга, но обладал системным подходом. Однажды мы поняли, что его подход отлично сочетается с требованиями к производственному директору. Готовили человека 4 года к должности, теперь он главный босс производства. У нас нет границ.
П.Г.: Существует понятие периода жизни на определённой должности. Как известно, перемещения могут быть вертикальными – когда тебя начальник назначает на вышестоящую позицию. А могут быть горизонтальными - в рамках одной должности подразумевается различный функционал. Например, период жизни линейного менеджера год-два, супервайзера или регионального менеджера до 3 лет. В течение этого времени мы наблюдаем: развивается ли человек, что вообще с ним происходит. Когда подходит конец этапа, подводим итоги – в том числе, личными беседами и аттестациями. Так понимаем, куда человека дальше двигать.
Бывает, когда ребята приходят и честно говорят: «Я здесь себя не вижу». Но у него хороший набор компетенций, это грамотный и добрый сотрудник. Для таких работа всегда найдется. Я бы не сказал, что у нас приветствуется миграция в понимании бесконечных перемещений, но вот такая позиция, когда человек хочет работать и быть полезным, - поощряется.
- Роман подметил про неизбежную антагоничность производственников и коммерсантов. И все же – как удается сгладить барьеры?
П.Г.: Общим пониманием, что движемся мы все к одной цели. Перед производством не стоит задача «выдать все сразу на-гора», чтобы коммерческий отдел не знал, куда это сбыть. Или наоборот: когда случаются сложности у производства, блок продаж на это понимающе реагирует. Это и есть одна команда. Одна лодка. Это понимание сквозняком проходит через все уровни сотрудников.
- Бывают практики, когда в компаниях «меняются шкурами». У вас подобные кейсы не работают?
П.Г.: Бывает, что ты садишься в шкуру другого на пару недель. Тогда понимаешь, насколько сложно все устроено. Например, на производстве: с одной стороны клиент, которому срочно надо отдать продукт. С другой – поставщики, они что-то от тебя хотят. Как все это разрулить? В целях того, чтобы навести порядок, можно обратиться к коллегам – помоги? Он пересаживается в твоё кресло - у нас это называется «поменять шапочку» - он другими глазами на все смотрит. Такие живые кейсы случаются и очень помогают.
Р.Е.: И мы не только производство. Продукт надо продать. Кроме того, одна из фишек, что топ-менеджмент участвует в доставке. Одевается в корпоративную одежду и едет к клиенту. Выбрать можно любую роль – от грузчика до экспедитора. Пока ребята кровать собирают, можно напрямую пообщаться с клиентом: что нравится и что нет. Могут выйти на поверхность очень важные вещи. Ведь именно на этапе доставки, если она неудачная, «сломаться» может вся цепочка продажи.
Основная задача b2c- бизнеса в том, чтобы покупатель пришёл во второй, в третий раз. В учебниках прописано, что на привлечение нового клиента нужно в 7 раз больше времени, чем на удержание того, кто уже купил.
- Оказавшись внутри производственного блока, встречаешь на стенах написанные ценности компании. А обычно висят таблички с запретами: «Запрещено, штраф такой-то. Администрация». Есть ли в Askona штрафы и за что?
П.Г.: Они бывают материальные или нет в зависимости от характера нарушения. Нанесен ли вред здоровью человека, ущерб производству, компании. Штрафы градированы, и все их знают. Правила для производства жесткие, но там не может быть иначе. Сами представьте, например, в пружинном блоке – не туда руку засунешь – и нет человека. Нарушение техники безопасности в таких местах вплоть до увольнения. В производственной части пропорция материальных и нематериальных санкций составляет примерно 70/30. Для остальных – примерно 50/50.
- Продолжая про увольнения, за что можно «вылететь» из компании?
П.Г.: Наша ценность – честность. Мы, как все нормальные люди, к нечестности относимся негативно. За нее можно попрощаться с работой в один день. Радует, что в последнее время таких случаев крайне мало. Можно быть уволенным за курение на производстве. За истории с алкоголем на рабочем месте. Еще раз отмечу, что если подобные факты и случаются, то как правило, с новыми сотрудниками, которые еще не успели пропитаться корпоративной историей.
- Выстроить бизнес у себя – одно дело. Но франчайзинг – куда более сложно управляемый процесс. Как работаете с ними?
Р.Е.: Что ни говори, франчайзи - все равно люди. Это часть нашей команды. Да, немного другие методы работы необходимо применять. Но повторюсь – важно понимать, что все – одна команда, с франчайзи надо работать. Ценности компании должны нашими франчайзи приниматься – каждым сотрудником, как у нас самих. Мы тратим на это много времени и средств. Но пониманием, что чуда не может быть.
П. Г.: У нас принята система открытого менеджмента. Любой франчайзи может позвонить или написать каждому из руководителей, вплоть до Владимира Седова. При этом он уверен, что не будет отправлен по известному адресу, а найдёт помощь. Если ты хочешь выстроить работающую систему, иначе невозможно.
- Нет ли у вас идеи рассказывать людям о ценности сна – например, какая-то школа сна, ролики?
П.Г.: Мы проводим немало экскурсий для молодежи, познавательные программы. Ребята могут посмотреть на нас и как на работодателя и многое узнать. Они видят отличный офис, современное производство и улыбающихся людей. Но, кроме рассказов о нас как о компании, мы говорим о важности правильного сна. Мы с вами сейчас – первое поколение, которое воспитывается с его нормальной ценностью. Наши дети, надеюсь, уже хотя бы раз в 10 лет будут менять матрас.
Подводя итоги нашему интервью, хочется услышать ответ на наш традиционный вопрос – о пути развития России в ближайшие годы. В Коврове мы увидели пример потрясающего развития города – ландшафтный дизайн, больница, инфраструктура, ресторан. Если смотреть выше – это вклад для всей страны. Чего бы лично вы хотели для России в ближайшую историю?
Дэн Кеннеди «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат»
Максим Батырев «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя».
Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»
Лес Хьюитт «Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей». (ДЛЯ ПОЛКИ: искать как «Бесцельная жизнь – на обложке будет зачеркнуто «бес»)
Лия Голдратт «Цель. Процесс непрерывного совершенствования»
Джим Коллинз «От хорошего к великому» (ДЛЯ ПОЛКИ: в подборке уже есть в книгах ВкусВилл.)
Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности»
Вдохновляющие истории
Интервью с Натальей Ланцевич
Совладелец петербургской сети кофеен Double B Наталья Ланцевич никогда не видела в кофе-машинах и зернах просто маржинальность. Для нас, исследующих бизнесы со смыслом, слышать о таком восприятии своего дела уже не ново, но всегда радост...
Вдохновляющие истории
Gastreet – это самый ожидаемый ивент Ресторанной отрасли в СНГ
Gastreet – это самый ожидаемый ивент Ресторанной отрасли в СНГ, который ежегодно проходит в Сочи. Если ты не был здесь, значит, не был среди тех, у кого есть запрос на профессиональное и качественное развитие, считает Женя Суфиянова, ген...
Вдохновляющие истории
Интервью с Борисом Дьяконовым
«Дело не «пробовании» идей из разных книг, а в постоянном поиске ответа на вопрос: не фигню ли я сделал?» - основатель «Точки» Борис Дьяконов поделился философией и смыслом своего пребывания в бизнесе
Вдохновляющие истории
ЮДИ: мы не танцоры
1995 год. Сальто, прыжок, поворот, проходка на руках. В пустом спортзале интерната гулким эхом отзывается каждый трюк. Двое щуплых мальчишек ловят каждую свободную минуту, чтобы прибежать сюда, и снова сальто, проходка на руках... Рядом ...
Вдохновляющие истории
Легород - место, где за детей не страшно
С чего все началось? С того, что он с самого детства фанатично любил Lego, а она… ну-у-у.... не то чтобы не любила, но испытывала навязчивый дискомфорт во время уборки. Ее он любил больше, чем Lego, поэтому хобби-фигурки переехали на раб...
Вдохновляющие истории
Аскона. хотим научить россиян правильно спать
Город Ковров, где располагается Askona, переживает прекрасное преображение, обрастая современной инфраструктурой, которой не всегда могут похвастаться даже миллионники. Менеджмент компании, с представителями которой мы поговорили, дели...