Ари де Гиус. Живая компания

Опубликовано в № от 12.07.25
Что будет, если рассмотреть компанию не как механизм, машину для производства прибыли, а как живое существо?

Тогда появляются совершенно непривычные термины для описания организации и ее жизнедеятельности: корпоративное долголетие, персона и душа, воля, иммунная система, обучение компании, эволюция. Подходы к управлению такой компанией тоже будут в корне отличаться от тех, с помощью которых классические менеджеры управляют организациями-машинами.
В 80-е годы руководители компании Shell задались вопросом: почему срок жизни большинства компаний, в том числе транснациональных корпораций, не достигает и пятидесяти лет? В то же время есть компании, которые существуют сотни лет, успешно адаптируясь к изменениям и сохраняя уникальную идентичность. В чем секрет успеха таких компаний?

Эти вопросы дали толчок к масштабному исследованию. Автор и его исследовательская группа изучили сотни компаний по всему миру и выявили четыре фактора, являющиеся залогом корпоративного долголетия:

Компании-долгожительницы более чувствительны к окружающей среде.
Компании-долгожительницы обладают индивидуальностью и прочной сплоченностью. Люди, работающие в этих компаниях, точно знают, как определить «своих».
Компании-долгожительницы обладают терпимостью: жесткому контролю предпочитают децентрализацию и разумную степень свободы, поощряют диверсификацию и побочные виды деятельности, что позволяет им гибко реагировать на изменения внешней среды.
Компании-долгожительницы консервативны в финансировании, избегают постоянного использования заемных средств и ориентируются на собственный капитал как естественный регулятор эволюции.

«Это книга практической философии» - отмечает в предисловии к «Живой компании» Питер Сенге, выдающийся американский ученый, автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». Нельзя выразиться более точно: за плечами Ари де Гиуса – редкое сочетание масштабного и глубокого исследовательского опыта и почти 40 лет управленческого труда в нефтяном гиганте Shell. Поэтому в книге автор не только предлагает революционную концепцию, переворачивающую классическое представление о компании, но и методично доказывает каждый тезис примерами из практики Shell и других компаний, принимавших участие в исследованиях.

Том Питерс называет мысли де Гиуса «самыми глубокими стратегическими принципами, которые ему приходилось встречать за 35 лет занятий вопросами организационного планирования».
«Живая компания» попала в топ-10 лучших деловых книг по версии Business Week. В России она не получила заслуженного внимания, хотя, на мой взгляд, её смело можно поставить в один ряд с классическими книгами о бизнесе – «От хорошего к великому» и «Построенные навечно», «Пятая дисциплина», «Цель», «Выход из кризиса». Рекомендую к прочтению.

pdf.jpg

Автор рецензии и интеллект-карты: Наталья Михайленко, руководитель проектов компании «Правила Игры»

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Интеллект-карты

Как перестать тратить деньги на ненужные вещи

12 июля 2419

Вы много зарабатываете и много тратите. Но все ли эти предметы так уж необходимы? Часто мы получаем больше удовольствия от ожидания, чем от обладания. Научитесь еще одному способу контролировать расходы.

Интеллект-карты

Эффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целей

12 июля 2663

Интеллект-карты

Сесиль Грин. Дэниел Литтл. Система Collab™ Руководство

12 июля 2800

Каждый раз, когда проблемы в компании захлестывают, вы думаете, а не пора ли .... упростить процесс управления? И внутренне боитесь этой мысли, потому что она ведет к изменениям и передаче полномочий своим сотрудникам. Ну как же? Вы лучш...

Интеллект-карты

Бизнес-план открытия розничного магазина

12 июля 2526

Интеллект-карты

"Шесть шляп мышления" Эдвард де Боно

12 июля 2466

Техника мозгового штурма "Шесть шляп мышления" - это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельно...

Интеллект-карты

Модели поведения, для которых тайм-менеджмент не работает

12 июля 2554