Ари де Гиус. Живая компания

Опубликовано в № от 22.11.24
Что будет, если рассмотреть компанию не как механизм, машину для производства прибыли, а как живое существо?

Тогда появляются совершенно непривычные термины для описания организации и ее жизнедеятельности: корпоративное долголетие, персона и душа, воля, иммунная система, обучение компании, эволюция. Подходы к управлению такой компанией тоже будут в корне отличаться от тех, с помощью которых классические менеджеры управляют организациями-машинами.
В 80-е годы руководители компании Shell задались вопросом: почему срок жизни большинства компаний, в том числе транснациональных корпораций, не достигает и пятидесяти лет? В то же время есть компании, которые существуют сотни лет, успешно адаптируясь к изменениям и сохраняя уникальную идентичность. В чем секрет успеха таких компаний?

Эти вопросы дали толчок к масштабному исследованию. Автор и его исследовательская группа изучили сотни компаний по всему миру и выявили четыре фактора, являющиеся залогом корпоративного долголетия:

Компании-долгожительницы более чувствительны к окружающей среде.
Компании-долгожительницы обладают индивидуальностью и прочной сплоченностью. Люди, работающие в этих компаниях, точно знают, как определить «своих».
Компании-долгожительницы обладают терпимостью: жесткому контролю предпочитают децентрализацию и разумную степень свободы, поощряют диверсификацию и побочные виды деятельности, что позволяет им гибко реагировать на изменения внешней среды.
Компании-долгожительницы консервативны в финансировании, избегают постоянного использования заемных средств и ориентируются на собственный капитал как естественный регулятор эволюции.

«Это книга практической философии» - отмечает в предисловии к «Живой компании» Питер Сенге, выдающийся американский ученый, автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». Нельзя выразиться более точно: за плечами Ари де Гиуса – редкое сочетание масштабного и глубокого исследовательского опыта и почти 40 лет управленческого труда в нефтяном гиганте Shell. Поэтому в книге автор не только предлагает революционную концепцию, переворачивающую классическое представление о компании, но и методично доказывает каждый тезис примерами из практики Shell и других компаний, принимавших участие в исследованиях.

Том Питерс называет мысли де Гиуса «самыми глубокими стратегическими принципами, которые ему приходилось встречать за 35 лет занятий вопросами организационного планирования».
«Живая компания» попала в топ-10 лучших деловых книг по версии Business Week. В России она не получила заслуженного внимания, хотя, на мой взгляд, её смело можно поставить в один ряд с классическими книгами о бизнесе – «От хорошего к великому» и «Построенные навечно», «Пятая дисциплина», «Цель», «Выход из кризиса». Рекомендую к прочтению.

pdf.jpg

Автор рецензии и интеллект-карты: Наталья Михайленко, руководитель проектов компании «Правила Игры»

Получить карту в формате mmap

Оставьте свою электронную почту, файл придет вам незамедлительно.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Интеллект-карты

5 проверенных способов заставить людей полюбить вас

22 ноября 1740

Интеллект-карты

Майк Викинг. Маленькая книга Hygge. Секрет датского счастья

22 ноября 1973

Поздняя осень - время, когда ощущение Hygge особенно необходимо. Хочется закутаться в теплый плед, налить горячего чая, зажечь свечи, устроиться с любимой книгой в кресле у камина… Или разделить ужин с близкими людьми, продолжив вечер на...

Интеллект-карты

Запись, организация и управление информацией на рабочем месте

22 ноября 1653

Интеллект-карты

Как успевать больше, а работать меньше?

22 ноября 1797

Несколько лайфхаков, чтобы повысить продуктивность.

Интеллект-карты

Как говорить, чтобы все слушали

22 ноября 2019

Интеллект-карты

Как начать свой бизнес

22 ноября 1804