Ретроспектива. Как провести.

Опубликовано в №12 от 28.12.18
Большинство людей не любят подводить итоги. Даже привычные к ретроспективе scrum-команды нет-нет да забывают об этом. Почему? Подведение итогов - это трудно. Трудно эмоционально. Требует много времени и энергии. К тому же ты не знаешь, что накопаешь в этом прошлом. А так: забыли плохое, забрали все лучшее, написали желание на бумажке, сожгли, утопили в шампанском и вперед в Новый год. Хорошо ведь! Легко! Позитивно!
Есть система планирования, которую создал Глеб Архангельский еще в 2005 году. Благодаря ему в России более-менее укрепилась культура планирования. Если проводить стратегические сессии становится хорошей привычкой, то проводить итоги года, а уж тем более ретроспективы, многим кажется ненужным. Чаще всего это превращается в пиар: «Смотрите, какой я крутой, как многого я достиг». Между тем подведение итогов года нужно, прежде всего, чтобы развиваться.

Виктория Бехтерева

вдохновитель проекта «Бизнес со смыслом», со-основатель консалтинговой компании «Правила Игры»
Ретроспектива года - это инструмент, который позволяет учиться на своих ошибках. Учиться на своих успехах. Делать удачи закономерностью. Извлекать уроки из пройденного. Делиться знаниями. В живом организме энергия должна циркулировать. В живом организме компании знания, как энергия, тоже должны циркулировать. Кстати, одно из ключевых отличий сильных успешных бизнесов со смыслом - в том, что там живые знания, они достаточно прозрачны, открыты и легко находятся в случае необходимости.
Самая значимая цель ретроспективы -  добавить топливо в процесс поддержания живого огня в виде знаний. Когда мы получаем новые знания, мы развиваемся, когда мы анализируем эти новые знания, мы переходим на следующий этап. Ретроспектива - это инструмент эволюции, инструмент перехода на следующий этап развития.
Можно выделить два основных фокуса ретроспективы: индивидуальная и командная. Ретро можно проводить с самим собой. Полезно - каждый год в декабре. Именно поэтому в это время я запускаю курс или делаю онлайн-ретроспективу.
При проведении ретроспективы в организациях у нее может быть коллективный фокус. С точки зрения спиральной динамики, компании развиваются по принципу маятника. Есть индивидуальный уровень развития компании, есть – коллективный, и они сменяют друг друга. Если в организации сейчас командная структура, преобладают настроения: «Мы команда», «Мы сила», то полезнее сделать фокус на индивидуальном вкладе, вкладе каждого. Потому что люди привыкают мыслить категориями «мы» и теряют свою самобытность. А для развития важно вывести людей на индивидуальный уровень. Если в организациях превалирует индивидуальная культура: «Я крутой, а ты нет», «Я докажу и Я сделаю», то полезно провести коллективную ретроспективу. Задать вопрос: «А что мы делаем как команда?».
По сути, ретроспектива состоит из нескольких частей. Самый простой сценарий включает в себя четыре блока.

ШАГ 1: Анализ фактов. Когда мы сначала просто обсуждаем факты.

ШАГ 2: Эмоции. Сюда можно включить благодарность, обсудить, что радовало, что давало энергию, что огорчало, о чем неприятно вспоминать. На этом этапе я очень рекомендую делать круг благодарностей, когда люди благодарят друг друга, причем за что-то конкретное.

ШАГ 3: Анализ. Что предшествовало удачам, что стало предпосылкой неудач. Исходя из этого делаются выводы. В качестве простой действенной и понятной ретроспективы мы рекомендуем «исторический скан».

ШАГ 4: Принятие решений. Основываясь на всем, что наработала команда, нужно создать список конкретных решений и действий на следующий период. Что? Кто? Когда?

Подведение итогов - это то, что позволяет стартануть дальше. То, что позволяет не застрять без излишних эмоциональных выплесков. Структурировано, четко, отпраздновать победу, порадоваться, но в то же время понять, что можно использовать дальше, а на какие грабли лучше не наступать. Ретроспектива помогает команде становиться саморазвивающейся, самообучающейся, учиться на своем опыте. Она сплачивает, дает понимание о достигнутом.
Часто на сессиях я встречаю ситуацию, когда люди смотрят на свои результаты и говорят: «А мы так много, оказывается, сделали». Мы склонны в суете, в беготне забывать то, что для нас на самом деле важно. Именно поэтому нужно останавливаться, оглядываться назад и, используя прошлый опыт, планировать будущее. Кстати, ретроспектива нередко становится логичным превью к стратегической сессии.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Семь шагов к быстрому поиску решения в группе

17 мая 3524

Как договориться в группе, чтобы результат приняли все участники

Фасилитация для лидера

Исторический скан - пошаговая инструкция метода

17 мая 8006

«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой у...

Фасилитация для лидера

Как провести Форсайт и сценарное планирование в своей компании

17 мая 21633

Сейчас не время заниматься стратегией – это говорят все эксперты. И вот почему. Стратегическое планирование начинается с оценки реальности, все остальное исходит из того, что есть сейчас. Но опираться на нестабильную и неопределенную ...

Фасилитация для лидера

Почему договоренности по итогам совещаний (сессий) не выполняются

17 мая 3721

На совещаниях и сессиях мы часто достигаем договоренности, которые всем по душе, но также часто эти договоренности не выполняются. Почему? Разбираемся в этой статье.

Фасилитация для лидера

Анализ силы корпоративной культуры с помощью лестницы правил игры

17 мая 3580

Культура съест стратегию на завтрак. А какова культура в вашей компании? Этот инструмент поможет быстро это понять.

Фасилитация для лидера

Секреты управления непродуктивными ситуациями

17 мая 8512

Продолжаем путешествовать по страницам книги Майкла Вилкинсона «Секреты фасилитации». Ее автор собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может к...