Ретроспектива. Как провести.

Бесплатно
Прочитано 11370 раз
Фасилитация для лидера
Опубликовано 13.05.19 , изменено 4.06.19
Ретроспектива. Как провести.
8 миннут
Виктория Бехтерева
вдохновитель проекта «Бизнес со смыслом», со-основатель консалтинговой компании «Правила Игры»
Ретроспектива года - это инструмент, который позволяет учиться на своих ошибках. Учиться на своих успехах. Делать удачи закономерностью. Извлекать уроки из пройденного. Делиться знаниями. В живом организме энергия должна циркулировать. В живом организме компании знания, как энергия, тоже должны циркулировать. Кстати, одно из ключевых отличий сильных успешных бизнесов со смыслом - в том, что там живые знания, они достаточно прозрачны, открыты и легко находятся в случае необходимости.
Самая значимая цель ретроспективы -  добавить топливо в процесс поддержания живого огня в виде знаний. Когда мы получаем новые знания, мы развиваемся, когда мы анализируем эти новые знания, мы переходим на следующий этап. Ретроспектива - это инструмент эволюции, инструмент перехода на следующий этап развития.
Можно выделить два основных фокуса ретроспективы: индивидуальная и командная. Ретро можно проводить с самим собой. Полезно - каждый год в декабре. Именно поэтому в это время я запускаю курс или делаю онлайн-ретроспективу.
При проведении ретроспективы в организациях у нее может быть коллективный фокус. С точки зрения спиральной динамики, компании развиваются по принципу маятника. Есть индивидуальный уровень развития компании, есть – коллективный, и они сменяют друг друга. Если в организации сейчас командная структура, преобладают настроения: «Мы команда», «Мы сила», то полезнее сделать фокус на индивидуальном вкладе, вкладе каждого. Потому что люди привыкают мыслить категориями «мы» и теряют свою самобытность. А для развития важно вывести людей на индивидуальный уровень. Если в организациях превалирует индивидуальная культура: «Я крутой, а ты нет», «Я докажу и Я сделаю», то полезно провести коллективную ретроспективу. Задать вопрос: «А что мы делаем как команда?».
По сути, ретроспектива состоит из нескольких частей. Самый простой сценарий включает в себя четыре блока.

ШАГ 1: Анализ фактов. Когда мы сначала просто обсуждаем факты.

ШАГ 2: Эмоции. Сюда можно включить благодарность, обсудить, что радовало, что давало энергию, что огорчало, о чем неприятно вспоминать. На этом этапе я очень рекомендую делать круг благодарностей, когда люди благодарят друг друга, причем за что-то конкретное.

ШАГ 3: Анализ. Что предшествовало удачам, что стало предпосылкой неудач. Исходя из этого делаются выводы. В качестве простой действенной и понятной ретроспективы мы рекомендуем «исторический скан».

ШАГ 4: Принятие решений. Основываясь на всем, что наработала команда, нужно создать список конкретных решений и действий на следующий период. Что? Кто? Когда?

Подведение итогов - это то, что позволяет стартануть дальше. То, что позволяет не застрять без излишних эмоциональных выплесков. Структурировано, четко, отпраздновать победу, порадоваться, но в то же время понять, что можно использовать дальше, а на какие грабли лучше не наступать. Ретроспектива помогает команде становиться саморазвивающейся, самообучающейся, учиться на своем опыте. Она сплачивает, дает понимание о достигнутом.
Часто на сессиях я встречаю ситуацию, когда люди смотрят на свои результаты и говорят: «А мы так много, оказывается, сделали». Мы склонны в суете, в беготне забывать то, что для нас на самом деле важно. Именно поэтому нужно останавливаться, оглядываться назад и, используя прошлый опыт, планировать будущее. Кстати, ретроспектива нередко становится логичным превью к стратегической сессии.
Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов
Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Ко всем статьям