Француз. 18 лет назад он приехал в Россию посмотреть. И остался. Предпринимательство — это его образ мысли, образ жизни. В разное время он тонко чувствовал рынок, находил интересные бизнес-решения. Его история – это череда стартапов, каждый из которых был по-своему успешен. Его компании всегда строились по классической системе управления. Вертикальная иерархия, должностные обязанности, KPI. А потом вмешался случай, стечение обстоятельств, которое открыло новый путь.
Компания Ascott в кризисный период за 6 месяцев потеряла всех руководителей по разным обстоятельствам (ген.директора, отдел маркетинга, ком.директора, директора по производству и логистике), а новые директора не приживались. И Николя перестал их искать.
Он принял несколько неординарных для классического бизнеса решений.
Компания Ascott:
20 лет,
40% рынка,
200 сотрудников в 55 регионах.
Собственные бренды,
производство и прямая сеть дистрибуции.
– В кризис мы полностью потеряли маркетинг. Передали его в коммерческий отдел. Они всегда ругались, что маркетологи все делают неправильно. Вот я и сказал им: ругаете? Всегда знаете, как надо было лучше? Вот вам возможность сделать самим. Если нужно, давайте пройдем обучение. И оказалось, так можно.
Люблю найти одно правило, которое решает много проблем. Например: «не делай, если не знаешь зачем». Сначала пойми.
Мы не могли найти директора по логистике, тогда решили, что команда сама разберется. Есть показатели, вот и идите к ним. Мы везде отслеживаем KPI. Это базовые вещи.
И так случилось в каждом направлении. Мы теряли директоров один за другим. Нужно было очень сильно верить в бирюзу в этой ситуации.
Мы взяли за ключевой ориентир три ключевых KPI, и каждый человек в команде, принимая решения, ориентируется на них.
• Уровень сервиса – свыше 99,9%
• Отсутствие роста себестоимости
• Стоимость доставки по Москве – не более 1,5%, в регионах – не более 2%
Я сказал: «Если не можете договориться, звоните мне». Ни разу не позвонили.
Теперь у нас есть генеральный директор, который отвечает только за стратегию.
Мы создали советы по направлениям (коммерческий, финансовый, менеджерский, HR, совет по производству и логистике). Правила просты:
• принимая решения, если один против, значит НЕТ.
• Каждый должен побыть председателем по 1 месяцу, чтобы примерить на себя эту роль, а потом проводятся выборы.
• У нас нет штрафов, но есть премии.
После всех перемен у нас появилась новая задачка: куда поставить амбиции. Раньше все просто: «хочу стать генеральным директором». А теперь нет должностей. К чему стремиться? Мой ответ – к истинному лидерству. Это человек, который смотрит шире, видит проблему, готов взяться за ее решение и затягивает других в этот процесс. Так формируются настоящие, «живые» лидеры.
Что из этого получилось?
⠀
Команды саморегулируются:
Совет лидеров «ушел» из компании тех, кто не показывал результат и не разделял культуру. Кто-то под социальным давлением ушел сам, потому что в коллективе иначе никак.
Результативных людей стали перемещать в те участки, где не хватало их помощи. В компании не стало сотрудников или отделов, у которых нет дел и это умалчивается.
⠀
Люди без руководителей создают больше ценности:
Список задач сокращается с огромной скоростью, потому что оставшиеся люди знают, что и как нужно делать, а сопротивление ушло.
Для них не нужны дисциплинарные меры. Они между собой договариваются по-человечески.
В компании много инициативы, запускается больше продуктов и новых процессов – это делают люди по собственному желанию.
Если людям не нравятся правила, их переписывают, как надо, а не нарушают.
Рождаются лидеры другого качества:
Вместо амбиций движения по карьерной лестнице людьми движет желание быть лидером, за которым идет коллектив.
Рождаются лидеры другого качества. Они признанные, а не назначенные – и поэтому за ними идут.
У собственника компании становится меньше дел и необходимости контролировать!
Управленческая информация более качественная. Собственник узнает все, как есть, без фальши.
⠀
Все компании к этому придут, потому что это прозрачно и приносит больше эффективности в бизнес. Но это будет не самоуправление, не холакратия, не социократия, – это будет какой-то только вам подходящий путь.
⠀
Компания – это живой организм, в ней каждый имеет шанс стать лидером, там вместо соперничества – сотрудничество, вместо контроля – доверие, а люди не рабы, а хозяева.
Они творят, обучаются, помогают друг другу – и в этом счастливы!
Коллективный разум – самый лучший способ повысить эффективность работы, а деньги – показатель эффективности.
Проверьте себя
(тест по материалам выступления Николя Шавро на форуме «Бизнес со смыслом»):
насколько серьезно вы находитесь во власти мифов, тормозящих рост компании.
Согласны с утверждением: +1 балл. Не согласны: 0.
1. Эффективная компания – это такая, где дисциплина на высшем уровне и много контроля
2. Компания, основанная на любви и доверии, – это мир телепузиков
3. Люди ленивые, без руководителя не будут работать
4. Все воруют, с руководителем воруют меньше
5. Я потеряю власть, если у меня не будет ответственных
6. Без руководителя не будет никакой инициативы
7. Люди не умеют договариваться, без руководителя будут конфликты
8. Самоуправление – это хаос, нет, хуже: анархия
9. Эти «интеллигентные штуки» не работают в традиционном бизнесе, только в инновационных IT-компаниях
10. Если в традиционном бизнесе работают такие штуки, значит это сектантский бизнес!
Если вы – лидер будущего, скорее всего у вас не будет ни одного балла. Если они все-таки есть, не беда. Жизнь – это эволюция. Проникайтесь идеями «живых» бизнесов, примеряйте на себя, пробуйте. Только так можно найти лучший путь.
А #БизнесСоСмыслом всегда готов помочь, ведь мы – #укушенныеСамоуправлением #ЧтобыСчастье.
Хотите узнать про самоуправление больше? У нас есть емкий и максимально практичный курс. Жмите картинку.