Визуальное знакомство

Опубликовано в № от 25.01.23
Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится многим, что придумали его мы прямо на сессии в 2012 году (примерно, когда создали «Правила игры»), однако отрадно, что в какой-то степени благодаря «Визуальному знакомству» попали в анналы фасилитационного фольклора.

История появления метода 

Несколько лет назад был очень жадный спрос на тренинг «Майнд-менеджмент: результат с удовольствием». Мы активно возили его в регионы, где особенно сильно нужно было на старте суметь вовлечь участников.

Если кто-то сталкивался, особенно лет 5-7 назад, с опытом работы в субъектах (сейчас, к чести сказать, мотивация у людей существенно изменилась), то вы знаете, что бизнес-тренеров в глубинке тогда воспринимали или как докладчиков на семинаре, или вообще как гастролирующий цирк: «Вы там показывайте нам представление, а мы посидим». Либо это была история с кислыми лицами оторванных от дел людей. В любом случае ничего предвещающего оперативный настрой на работу не читалось. А нужен был, конечно, результат. Через сопротивление конструктив не наладишь. И мы поставили себе задачу научиться включать аудиторию за 5 минут. Так однажды и родился инструмент-выручалочка «Визуальное знакомство».

Алгоритм

Мы часто думаем о том, как включить голову и «разогреть» мысли. Есть даже специальные методики – задачки решать в голове, вспоминать стихи и т.д. Не менее важно – научиться включать тело. Незаменимо – научиться делать это синхронно.

Одним из способов является рисование на заданную тему. На тренингах в самом начале люди о себе часто что-то говорят. А нам захотелось предложить нарисовать. Конкретный запрос мы всегда строим в зависимости от темы встречи: портрет себя, эталонного лидера, ретроспективы проекта - что угодно. Неизменным остается правило: «Представьте: вам надо что-то объяснить существу, который не говорит ни на одном из известных языков. Как это сделать?». Разъяснять на пальцах? Можно. Но нарисовать – скорее всего, сработает лучше. 

После этого обычно спрашиваем, кто рисует лучше всех, и кто не умеет рисовать совсем? Чтобы вторые не начали смущаться, мы обычно сами сразу визуализируем нечто, похожее не детскую «каляку-маляку» - тем самым показывая, что даже если вы не Рембрандт или Кипренский, изобразить можно понятно даже в схемах и каракулях. По опыту, обычно после того, как фасилитатор продемонстрирует свое художественное бессилие, группа расслабляется. Шаг первый – рисуем.

Далее. Создаем «броуновское движение». Подойти друг к другу, улыбнуться и попытаться угадать замысле «художника» напротив. Если угадали – отлично. Не получилось – не играем в партизан и делимся секретом.

При этом просите людей наблюдать за собственными ощущениями, описывать их. В 100% случаев на лицах улыбки, расположенность, добродушие, а уровень доверие к происходящему растет на глазах, ведь в каждом из нас живет ребенок. А все дети уверены, что умеют рисовать, пока их не разуверят в этом взрослые.

Следующий шаг. Вместе с командой зафиксируйте связи: у кого и чему вы хотели бы научиться? Чей рисунок наиболее полно отразил задачу, кто интереснее всех преподнес видение, кто поднял настроение? Мы в последнее время даже уходим от соревновательного элемента и не используем формулировку «лучше всех», просто предлагаем провести связи с теми, кто показался ценным и интересным.

Если цель упражнения не просто познакомить, но и закрепить контакты, предложите желающим приделать к своим картинкам визитки. Так сочетается приятное с полезным.

Где применяется инструмент

Где угодно. Включаться нужно всегда: на тренинге, ретроспективе проекта или года, диагностике, стратегической сессии и т.д. Разница лишь в формулировке запроса на визуализацию.

Кейс

«Немного странный кейс», - скорее всего подумаете вы, прочитав текст дальше. Этот пример о взаимной пользе и честности. И сэкономленном времени и нервов у обеих сторон.

Однажды инструмент помог нам с потенциальным клиентом еще на этапе диагностики взаимно понять, что мы не подходим друг другу. 

На пробном тренинге мы попросили нарисовать портрет идеального мирового лидера. «Победителем» в номинации стал Адольф Гитлер.

…Вот так с помощью рисунка мы поняли, чем дышат люди. Наглядно? Да. Хорошо, что подавляющее большинство видят мир иначе, и при использовании инструмента «Визуальное знакомство» демонстрируют лояльность понятиям созидания, миролюбия, оптимизма и чувства юмора.

Риски

1.      Не захотят рисовать.

Обычно, если такие ситуации и возникают, то мы осторожно объясняем человеку, что среди нас никто не умеет рисовать, потому повода для комплексов нет. А если рисовать в привычном понимании не хочется, на помощь могут прийти геометрические фигуры и другие условные обозначения. И еще: попросите человека обернуться. Когда он увидит, что из 20 человек отказывается только он один, из чувства солидарности обычно все равно берет в руки маркер. И потом уже не остановить!

2.      Вы слишком многое узнаете о группе. Например, как мы в кейсе, описанном выше.

Но тогда отнеситесь к этому конструктивно: кто владеет информацией – тот владеет миром. И может его менять.

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

Философия фасилитации

25 января 1572

Данная статья является переводом статьи Билла Степлза. The Philosophy of Facilitation Для Korea HRD Magazine. Март 12, 2012

Фасилитация для лидера

Проект как обязательство создания ценности

25 января 1621

С чего начинается любой проект? С неудовлетворенности. Обычно, если нам чего-то не хватает, в какой-то момент мы решаем, что «так жить больше нельзя» и нам необходимо запустить Проект.

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес

25 января 1588

Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...

Фасилитация для лидера

Семь черт отличной фасилитации

25 января 1548

Майкл Вилкинсон, CMF, CPF. Управляющий Директор, Leadership Strategies, Inc. Что отделяет отличных фасилитаторов от хороших? Конечно, каждый фасилитатор должен знать об установлении общих правил взаимодействия, использовании правильных и...

Фасилитация для лидера

Опишите бизнес-процессы быстро и понятно, помогите сотрудникам их соблюдать

25 января 1555

Бизнес-процессы есть в каждой компании. Но не в каждой компании они выполняются так, как хотелось бы. Почему? Давайте разберемся.

Фасилитация для лидера

Управление ожиданиями как быстро и качественно получить обратную связь

25 января 5494

Давайте для начала договоримся о понятиях. Ожидания – это то, что разные составляющие системы (отделы, команды, люди) ожидают друг от друга. Почти все конфликты на работе происходят по двум причинам: либо человек не делает то, ч...