Ретроспектива. Как провести.

Опубликовано в №12 от 28.12.18
Большинство людей не любят подводить итоги. Даже привычные к ретроспективе scrum-команды нет-нет да забывают об этом. Почему? Подведение итогов - это трудно. Трудно эмоционально. Требует много времени и энергии. К тому же ты не знаешь, что накопаешь в этом прошлом. А так: забыли плохое, забрали все лучшее, написали желание на бумажке, сожгли, утопили в шампанском и вперед в Новый год. Хорошо ведь! Легко! Позитивно!
Есть система планирования, которую создал Глеб Архангельский еще в 2005 году. Благодаря ему в России более-менее укрепилась культура планирования. Если проводить стратегические сессии становится хорошей привычкой, то проводить итоги года, а уж тем более ретроспективы, многим кажется ненужным. Чаще всего это превращается в пиар: «Смотрите, какой я крутой, как многого я достиг». Между тем подведение итогов года нужно, прежде всего, чтобы развиваться.

Виктория Бехтерева

вдохновитель проекта «Бизнес со смыслом», со-основатель консалтинговой компании «Правила Игры»
Ретроспектива года - это инструмент, который позволяет учиться на своих ошибках. Учиться на своих успехах. Делать удачи закономерностью. Извлекать уроки из пройденного. Делиться знаниями. В живом организме энергия должна циркулировать. В живом организме компании знания, как энергия, тоже должны циркулировать. Кстати, одно из ключевых отличий сильных успешных бизнесов со смыслом - в том, что там живые знания, они достаточно прозрачны, открыты и легко находятся в случае необходимости.
Самая значимая цель ретроспективы -  добавить топливо в процесс поддержания живого огня в виде знаний. Когда мы получаем новые знания, мы развиваемся, когда мы анализируем эти новые знания, мы переходим на следующий этап. Ретроспектива - это инструмент эволюции, инструмент перехода на следующий этап развития.
Можно выделить два основных фокуса ретроспективы: индивидуальная и командная. Ретро можно проводить с самим собой. Полезно - каждый год в декабре. Именно поэтому в это время я запускаю курс или делаю онлайн-ретроспективу.
При проведении ретроспективы в организациях у нее может быть коллективный фокус. С точки зрения спиральной динамики, компании развиваются по принципу маятника. Есть индивидуальный уровень развития компании, есть – коллективный, и они сменяют друг друга. Если в организации сейчас командная структура, преобладают настроения: «Мы команда», «Мы сила», то полезнее сделать фокус на индивидуальном вкладе, вкладе каждого. Потому что люди привыкают мыслить категориями «мы» и теряют свою самобытность. А для развития важно вывести людей на индивидуальный уровень. Если в организациях превалирует индивидуальная культура: «Я крутой, а ты нет», «Я докажу и Я сделаю», то полезно провести коллективную ретроспективу. Задать вопрос: «А что мы делаем как команда?».
По сути, ретроспектива состоит из нескольких частей. Самый простой сценарий включает в себя четыре блока.

ШАГ 1: Анализ фактов. Когда мы сначала просто обсуждаем факты.

ШАГ 2: Эмоции. Сюда можно включить благодарность, обсудить, что радовало, что давало энергию, что огорчало, о чем неприятно вспоминать. На этом этапе я очень рекомендую делать круг благодарностей, когда люди благодарят друг друга, причем за что-то конкретное.

ШАГ 3: Анализ. Что предшествовало удачам, что стало предпосылкой неудач. Исходя из этого делаются выводы. В качестве простой действенной и понятной ретроспективы мы рекомендуем «исторический скан».

ШАГ 4: Принятие решений. Основываясь на всем, что наработала команда, нужно создать список конкретных решений и действий на следующий период. Что? Кто? Когда?

Подведение итогов - это то, что позволяет стартануть дальше. То, что позволяет не застрять без излишних эмоциональных выплесков. Структурировано, четко, отпраздновать победу, порадоваться, но в то же время понять, что можно использовать дальше, а на какие грабли лучше не наступать. Ретроспектива помогает команде становиться саморазвивающейся, самообучающейся, учиться на своем опыте. Она сплачивает, дает понимание о достигнутом.
Часто на сессиях я встречаю ситуацию, когда люди смотрят на свои результаты и говорят: «А мы так много, оказывается, сделали». Мы склонны в суете, в беготне забывать то, что для нас на самом деле важно. Именно поэтому нужно останавливаться, оглядываться назад и, используя прошлый опыт, планировать будущее. Кстати, ретроспектива нередко становится логичным превью к стратегической сессии.

Получить дополнительные материалы и скачать книгу кейсов

Мы вышлем Вам дополнительные материалы в мессенджер по номеру телефона.

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Фасилитация для лидера

World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения

13 мая 10239

алифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быс...

Фасилитация для лидера

Онлайн-протоколирование

13 мая 5490

Вам, наверняка, приходилось хотя бы один раз (для многих, конечно, гораздо чаще, если не постоянно) участвовать в совещании, которое проходило примерно следующим образом.  В ходе совещания издается множество указаний и ...

Фасилитация для лидера

Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 4. Составить план действий

13 мая 3839

Когда речь заходит о плане действий, часто начинаются многочисленные отговорки: "Зачем это нужно? Всё и так понятно!", "Давайте это сначала обдумаем", "Потом же делать придется!", "У меня сейчас высокая...

Фасилитация для лидера

Секреты фасилитации от Майкла Вилкинсона

13 мая 7796

Майкл Вилкинсон, наш американский Учитель, друг и партнер, — признанный мастер вовлечения и увлечения. Он не дает расслабиться и отвлечься, его выступления на конференциях запоминаются надолго, на его тренингах и сессиях участвует каждый...

Фасилитация для лидера

Исторический скан - пошаговая инструкция метода

13 мая 7991

«Исторический скан» - это инструмент вовлечения команды, который помогает подготовиться к будущему через путешествие по событиям прошлого, прорисовать в деталях прошлые события для того, чтобы построить общую историю, благодаря которой у...

Фасилитация для лидера

Визуальное знакомство

13 мая 3870

Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится мн...