Правила командного майнд-менеджмента

Опубликовано в № от 16.05.24
Особая эффективность фасилитации по сравнению с тренингом или простым совещанием достигается за счет четкого следования технологии. Сотни приемов командного майнд-менеджмента, выверенных профессионалами и документированных, позволяют разработать сессию на все случаи жизни так, чтобы получить максимальный эффект от групповой работы. В этом материале мы собрали базовые правила, которые должен соблюдать ведущий практически на любой сессии групповой работы.

Шляпа «фасилитатора»: следить за процессом

Чтобы совещание, планерка, оперативка, сессия или другая рабочая встреча прошла максимально результативно, желательно четко понимать роль, которую вы играете. В какой-то момент вы выступаете в роли эксперта. Если возможно, обозначьте свою позицию вслух: «Сейчас я говорю как эксперт». В какой-то момент вы — руководитель. Но большую часть времени старайтесь быть «фасилитатором», т.е. тем, кто следит за процессом, за тем, как идет групповое взаимодействие.

Всегда стоять, не сидеть

Это очевидное правило почему-то не все соблюдают. Если вы хотите контролировать процесс, четко понимать, что и для чего делается, стойте. Стоя, вы лучше всего чувствуете энергию группы, видите включенность каждого участника и можете быстро отреагировать. Вы можете время от времени садиться. Желательно стоять, когда вы говорите, слушаете, пишете на флип-чарте.

Все, что говорят участники, пишется слово в слово

При необходимости уточняйте. Не сокращайте. Пишите четким разборчивым почерком, крупными печатными буквами, темным маркером (синим, зеленым, коричневым, черным). Написанное должно быть видно всем участникам.

Безоценочность

Ваша задача — поощрять участников высказываться, не давая оценки содержанию. Тогда даже самые молчаливые и осторожные поверят в то, что их мнение важно и начнут делиться своими знаниями.

Парковочные доски

Мы рекомендуем использовать минимум три:

Вопросы, которые необходимо обсудить позже

536bb4624f9fdfcfddae0083d180ba80.jpeg


Принятые решения

5335040362a5353aecfc771696bc49db.jpeg


Действия (кто, что, когда):

b0780ace86a2ee6da09ad4ebd7cc3827.jpeg


Часто пригождаются доски: слова клиентов, результаты исследований.

Зачем они нужны? Это своего рода «база знаний» мероприятия. Нередко во время совместных встреч включается коллективное мышление, появляются удачные мысли. В этот момент кажется, что мысль настолько важна, что ее никто не забудет. Как же часто это оказывается ошибкой! К величайшему сожалению, идеи забываются и теряются. Фиксируйте ценные идеи, мысли, решения. Это также позволит каждому участнику видеть, что его идеи не отвергаются, что его мнение важно, что он ценен. Это мотивирует и повышает ваш авторитет и лояльность к компании и вам лично.

Телефоны и планшетники можно использовать только для фото

Вы говорите о важных вещах, но слушают далеко не все. Кто-то уже на фейсбуке, кто-то пишет смс. Так бывает. И довольно часто. Во время обсуждений, не требующих использования планшетов, лучше попросить телефоны и планшеты убрать. Их можно доставать только для того, чтобы сделать фото.

Не входить и не выходить

Во время групповой работы, обсуждения, выступления хождения недопустимы. Это сбивает говорящего, сбивает фокус и отвлекает.

Много питьевой воды

Вы знаете, что наш мозг на 70% состоит из воды? Питьевая вода стимулирует кровообращение и повышает продуктивность работы мозга во много раз.

Вначале объясните участникам цель встречи, планируемое содержание и ожидаемый результаты

Любое общение полезно начинать с формулировки цели. Чтобы работа была максимально эффективной, мы рекомендуем в самом начале заинтересовать, вовлечь и взбодрить участников. Как это сделать? Расскажите им в течение 5-7 минут о том, для чего вы собрались, о чем пойдет речь, как будете работать и что планируете получить на выходе. Попробуйте, результаты вас ошеломят.

На сессии должны быть «все нужные люди»

  • Все, кто имеет право голоса.
  • Лидеры мнений.
  • Все, чье мнение важно для принятия взвешенного решения.
  • Нельзя брать тех, кого планируете увольнять.

В конце сессии обязательно обсудить парковочные доски и заполнить лист решений

Вам знакомо чувство растерянности, когда после долгих обсуждений, многочасового совещания вы идете к себе на рабочее место и не очень понимаете, что надо делать, какие решения приняты? Чтобы этого избежать, попробуйте в конце встречи четко проговорить ее итоги. Обсудите следующие шаги, принятые решения, ответственных и сроки.

В конце сессии договориться о цели и времени следующей встречи, а также о том, что должно быть сделано до следующей встречи

Это важный момент, позволяющий добиться исполнения принятых решений: договоритесь о том, когда вы подведете промежуточные итоги, обсудите результаты или продолжите обсуждение. Это позволит запустить процесс реализации договоренностей.


Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

10 важных аспектов публичного выступления

16 мая 2901

Публичное выступление - сложное мастерство, которое не многим удается. Apple - известный бренд, глава и сотрудники которого умеют позиционировать себя и свою продукцию, а в соответствии трендам им почти нет равных.

Слово экспертам

Коллаб - современное управление

16 мая 2467

В дословном переводе коллаборация - это процесс совместной деятельностКак отмечает создатель системы Сессиль Грин, в течение 17 недель после начала использования методик повышается эффективность всех процессов на 57%, возрастает уров...

Слово экспертам

Помогать тем, кто подписался изменять этот мир

16 мая 2306

«Аджайл», «скрам», «холакратия» – инструменты, с помощью которых можно построить будущее. Важно определиться, что именно создавать. Как жить интересно и вместе с командой идти к прекрасной цели, а не просто жонглировать модными словами, ...

Слово экспертам

Зачем нужно управлять корпоративной историей

16 мая 2792

Организация имеет много общего с семьёй. В любой фирме тоже есть свои традиции и обычаи, есть то, что принято и то, что не принято. Они передаются опытными сотрудниками новичкам. В одних организациях этот процесс управляемый, в других - ...

Слово экспертам

Ольга Котова: Энергия смыслов и ценностей

16 мая 2669

Бывает, заходишь в компанию и с первых минут понимаешь: это то, что надо. Здесь хочется работать, здесь хочется быть. Хотя ничего особенного вроде бы и не произошло. Офис обычный, люди сосредоточенные. Все как везде. Но остается ощущение...

Слово экспертам

Дамир Халилов: где размещать рекламу

16 мая 2576

Дамир Халилов - человек, сумевший безошибочно уловить будущее мирового маркетинга, когда многим оно еще казалось нереально фантастичным. Он основал первое в России SMM-агентство в 2006 году. Тогда, по данным ассоциации коммуникационных а...