Давайте будем честны: самоуправляемые, самообучающиеся команды - мечта каждого предпринимателя и менеджера. Вы только представьте: лежите расслабленные на Мальдивах, попиваете коктейль, нежитесь на солнышке, а бизнес работает, деньги капают на ваш банковский счет, люди проявляют инициативу, сами решают проблемы, сами продают и реализуют...
Мечта это или реальность?
Я таких компаний знаю десятки. Или даже сотни. И вот у них есть чему поучиться. Совсем не обязательно, как в холакратии, подписывать Конституцию и начинать жизнь с чистого листа по новым правилам и принципам.
В этой статье я хочу без лишней лирики, просто структурировано и по пунктам, рассказать, чему можно поучиться у самоуправляемых команд уже сейчас.
5 преимуществ самоуправляемых команд:
1. Слаженность и скорость работы. Как в здоровом организме все органы выполняют свою роль и работают бесперебойно и эффективно, так и в здоровой культуре организации каждый выполняет свои задачи вовремя и надлежащим образом.
2. Финансовая экономия. Опытные лидеры самоуправляемых организаций хвастаются, что выручка после перехода на самоуправление выросла в 3-5 раз, а вот затраты упали минимум вдвое. Нет «золотых парашютов», нет налога на начальников, нет дорогих офисов и прочих атрибутов власти и статуса.
3. Быстрая реакция на возможные проблемы и системное управление рисками. И это возможно только в более-менее «плоских» структурах с множественными коммуникационными связями между членами команды и постоянным получением и анализом обратной связи как внутри команды о выполнении своей роли ее членами, так и от партнеров вне команды. Такая рефлексия позволяет видеть себя глазами других, понимать, какое поведение мешает развиваться и улучшаться каждому в команде. Но это возможно только при ролевой модели, когда «ничего личного».
4. Самообучаемость. Умения останавливаться и извлекать уроки, сохраняя новые знания в базе знаний, не хватает подавляющему числу российских организаций. Отсюда танцы на граблях. Самоуправляемые команды регулярно проводят ретроспективы. В июне я проводила подробный спецкурс об этом инструменте. Постоянное развитие позволяет таким командам расти и улучшаться с большой скоростью, а значит, продукты и сервисы они могут выпускать быстрее и успешнее конкурентов.
5. Распределённая ответственность. Поскольку самоуправление часто путают с бардаком, считается, что в таких организациях много слепых зон и безответственности. Наш опыт говорит: все ровно наоборот. В самоорганизованных командах гораздо больше ответственности по сравнению с классическими иерархиями. И не удивительно. Если в обычных организациях о будущем компании думает собственник и генеральный директор, то в самоуправлении - каждый член команды. В классическом менеджменте руководитель думает о людях и о том, как их занять, какую работу дать. В самоуправлении лидер думает вместе с людьми, они сами озабочены поиском задач для себя. А это, в свою очередь, кратно повышает качество сервиса и исходного продукта.
Что можно прямо сейчас взять у них любому, абсолютно любому бизнесу?
1: Уважение к правилам. Для этого правил должно быть ровно столько, сколько необходимо. 20% правил дают 80% результата.
2: Доверие и честность друг к другу. Если вы не доверяете людям, не берите их в команду. Если не можете сами быть честными - и с вами не будут честны.
3: IT-платформа выполняет контрольную функцию. Бизнес нужно измерять и управлять финансовыми и материальными потоками. Нужна хорошая IT-система.
4: Гибкость вместо стратегии. Обсуждайте возможности и хрупкие места. Стелите соломку и управляйте рисками.
5: Постоянная обратная связь и благодарность. Собирайте ежемесячно обратную связь от клиентов, партнеров и внутри команды. Только так можно понять, что происходит, и улучшиться. Устраивайте круги благодарности.
6: Оптимизация оргструктуры. Вопреки расхожему мифу, она вовсе не плоская. Часто это 3-4 уровня, но она точно не напоминает пирамиду.
7: Фасилитация. В самоуправлении это не та классическая фасилитация, в которой важно мнение каждого и фасилитатор отвечает только за процесс. Это более директивная и процессуальная фасилитация, в которой фасилитатор - эксперт в правилах и следит за их соблюдением.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Презентация в виде истории: сказка для взрослых
Презентация? Что может быть проще? Открываем Power Point и начинаем заполнять слайды. Немного (а может побольше?) текста, сюда картинку, сюда график. Готово! Интересно, почему меня никто не слушает? А вон там зевают... Почему так?
Слово экспертам
Сила корпоративных историй
В том ли месте я работаю? Тем ли делом занимаюсь? Какой смысл много работать? На своём ли я месте? Что важнее: работа или личная жизнь? Этими вопросами регулярно задаются многие люди. Так мы пытаемся найти ответ на другой, более важный д...
Слово экспертам
Правила игры - история компании
“Правилам игры” в июне исполнилось 5 лет. Беседуем с Сергеем и Викторией Бехтеревыми о том, как начинался их бизнес со смыслом, заглядываем в будущее, осмысливаем ценности компании. Узнаем, как устанавливать правила игры в биз...
Слово экспертам
Партнерство – дело тонкое опыт адвоката
Бизнес-партнеры. А они точно вам нужны? Вы уверены? Может, еще раз подумать? Дмитрий Гриц, адвокат, специалист по партнерским соглашениям, рекомендует много и крепко подумать, прежде чем делить бизнес. Профессиональный опыт позволяет ем...
Слово экспертам
Обзор приложений на платформе Android для построения диаграмм и блок-схем
Слово экспертам
Что нужно срочно сделать HR и руководителям для людей на удаленке
При всех возможностях, плюсах и бла-бла-бла, удаленка - это мамаево побоище, это треш даже для тех, кто в нее шагнул осознанно и давно. Что уж говорить о новичках, которым пришлось окунаться в это вдруг и против своей воли. И ...