На мастер-классе было представлено множество техник для подведения итогов проекта, месяца, года:
Когда следует ее использовать?
Когда необходимо составить базу контактов проекта.
Из каких шагов состоит?
Участники проектной группы с помощью рисунка презентуют себя, отвечая на один вопрос (например, «Какие навыки я приобрел в результате этого проекта?»), далее все рисунки и визитки собираются на одной стене, а участники проводят стрелки от себя к тому человеку, у которого они бы хотели чему-то научиться.
Когда следует ее использовать?
Когда необходимо очень быстро обменяться информацией и опытом проекта.
Из каких шагов состоит?
Участники проекта разбиваются на подгруппы по 3-4 человека и по очереди переходят от стола к столу, отвечая на вопросы, соответствующие основным аспектам проекта. Каждая последующая группа дополняет и обобщает ответы предыдущей, в конце подводится общий итог.
Участники мастер-класса применили технику «Карусель», отвечая на вопросы «С какой цель в России обычно обсуждают совместный опыт на совещаниях?», «О чем обычно договариваются в итоге «разбора полетов» на совещаниях в России? Какие действия предпринимают?», «Что обычно делается хорошо, если в России на совещании обсуждают совместный опыт?», «Что обычно плохо получается при «разборах полетов» на совещаниях в России?».
Когда следует ее использовать?
Когда нужно проанализировать опыт проекта.
Из каких шагов состоит?
Участники совещания последовательно обсуждают четыре вопроса:
1. какова была цель,
2. что было сделано хорошо,
3. наши ошибки,
4. что будем делать иначе.
Фиксация ответов, как правило, происходит на стикерах (одна идея – один стикер).
Когда следует ее использовать?
Может быть использована в качестве структуры совещания.
Из каких шагов состоит?
Участники совещания последовательно отвечают на вопросы:
1. какова была цель (Purpose),
2. предпринятые нами действия (Actions),
3. достигнутые результаты (Results),
4. извлеченные уроки (Lessons),
5. где конкретно данные уроки будут применены (Application).
Когда следует ее использовать?
При подведении итогов проекта.
Из каких шагов состоит?
Участники делятся на группы в зависимости от того, какой вопрос они выделяют как главный при подведении итогов проекта: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» или «Как?», далее по очереди отвечают на эти вопросы.
Когда следует ее использовать?
Эту технику можно использовать, если требуется детальный и углубленный анализ опыта.
Из каких шагов состоит?
Участники определяют 3 позитивных и 3 негативных события, произошедших в ходе проекта (один стикер – одно событие). Далее воспоминания участников «нанизываются» на линию времени. Тем самым получается визуализация хода проекта с подробным описанием негативных и позитивных результатов. После того, как участники знакомятся с содержанием всех стикеров, формулируются уроки на будущее: «Как закрепить положительный опыт?», «Как не допустить повторения ошибок?».
На мастер-классе удалось воспроизвести укороченную версию ретроспективы проекта, т.к. обычно выполнение этой техники занимает не менее двух часов. Каждый участник мастер-класса анализировал собственный опыт в реализации разных проектов. Полезным напоминанием стало описание основных этапов проекта:
Этапы проекта
1. Инициация - четко сформулировать, что мы хотим получить.
2. Планирование - кто нам нужен для того, чтобы это сделать (команда проекта, руководитель).
3. Выполнение - сделать то, что запланировано (на практике в план добавляются все новые и новые детали, формируются группы процессов).5. Завершение проекта - важная часть подведения итогов, необходимо прийти к общему пониманию выводов.
Когда следует ее использовать?
При подведении итогов по технике «Ретроспектива проекта».
Из каких шагов состоит?
Участники, разбившись на три группы, выписывают рекомендации на будущее в соответствии с тремя рубриками:
1. продолжить… (зеленый свет «светофора),
2. перестать… (красный свет),
3. начать… (желтый свет).
Когда следует ее использовать?
Когда нужно, чтобы каждый участник проекта рассказал о своих впечатлениях.
Из каких шагов состоит?
Участники строят свое высказывание, продолжая следующие фразы:
«Мы заметили, что …», «Мы почувствовали, что …», «Мы поняли, что …», «Мы предлагаем, что …».
Делясь впечатлениями от мастер-класса по технике «Стена опыта», участники отметили его динамичность, интерактивность и большую практичность.
Слово экспертам
Праздник науки
Как помочь родителям развить в ребенке любознательность, как дать детям знания доступно и интересно? Беседуем с Сергеем и Ольгой Корнеевыми о проекте «Праздник науки», о школе и детях, о книгах и будущем России.
Слово экспертам
14 приложений для iPad, iPhone и Apple Watch, которые помогают мне управлять своей энергией
1. lumosity. Использую его уже больше 3х лет. Узнала о нем от Дамира Халилова. Когда-то оно было только в веб-версии на компьютере, потом появилась iPad-версия. И ее я использую по сей день. С недавних пор тренировать памят...
Слово экспертам
Ценности компании
Ценности в действительности управляют деятельностью организации. Ценности Technology of Participation (технологии вовлечения, ToP) имеют высокий потенциал вовлечения и подразумевают безграничные возможности каждого человека, ту у...
Слово экспертам
Инновационное развитие и его «убийцы»
Наверное, все согласятся с тем, что инновации в наш динамичный век нужны в бизнесе любой направленности. Но что конкретно можно сделать для того, чтобы инновации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни? Без однозначного ответа...
Слово экспертам
Ретроспектива проекта как инструмент управления идеологией компании
Подведение итогов чего бы то ни было не является чем-то естественным в нашей культуре. До сих пор многие мои знакомые не подводят итоги года и восхищаются статьями, в которых это рекомендуется делать. Но быстро забывают эту идею. Те же, ...
Слово экспертам
Исторический скан: осознанный путь из прошлого в будущее
В этой статье вы найдёте подробный алгоритм ToP-технологии под названием "исторический скан" - одной из сильнейших техник осознанного анализа прошлого опыта и его роли в планировании будущих проектов.