В последнее время складывается впечатление, что у каждого есть своё особое мнение о рисовании от руки. Некоторым из тех, кто не умеет рисовать, ненавистна даже сама мысль о том, чтобы поделиться своими идеями с бумагой. Другие же, напротив, не представляют, как их креативность может сохранить свою силу без рисования. Хотите вы этого или нет, но альбом для рисунков – это нечто намного большее, чем школьный атрибут.
Так вот. Опираясь на свой собственный опыт, я знаю, что рисование на бумаге несёт в себе силу, способную поднять мои замыслы на более высокий уровень. Я провела много часов как с компьютером, так и с альбомом для зарисовок, и что-то в работе с последним заставляет меня засиживаться с ним дольше, мыслить намного чётче, развиваться дальше и творить продуктивнее.
Я провела исследование, чтобы понять, почему рисование от руки так важно для меня и многих других дизайнеров, которых я знаю.
Психологи-когнитивисты годами исследовали влияние зарисовок на мозговую деятельность, и тому была веская причина: выражение своих идей на бумаге – это мощное средство для расширения возможностей своей памяти. Ещё в 1972 году Аллен Ньюэлл и лауреат Нобелевской премии Герберт Саймон изучали долговременную память, кратковременную память и – здесь начинается самое интересное – «внешнюю» память. Они утверждали, что презентации, а именно диаграммы и рисунки, служат нашей внешней памятью и снимают ту нагрузку, с которой нам приходится сталкиваться при решении проблем и попытках вспомнить какие-то идеи.
Представьте, что у вас есть идея для проекта. В данный момент она существует только в вашем уме. Внезапно вы начинаете придавать ей (физическую) форму в виде «внешних презентаций», как их называют Джил Ларкин и Герберт Саймон. Вы просто вытаскиваете свою идею из ума и каким-то образом сохраняете. Пока ваша идея находится в уме, вы мало что можете ментально изменить и улучшить в ней. Вам надо работать над своей идеей и совершенствовать её, иначе она не будет развиваться.
[рисунок:
Долговременная память Кратковременная память Внешняя память
Такие инструменты внешней памяти, как рисунки и диаграммы, могут помочь нам преодолеть ограничения нашей кратковременной и долговременной памяти. ]
Именно в этой ситуации рисование от руки может оказать большую поддержку. Оно позволяет облечь наши ментальные образы в форму и достичь того, что Ильзе Ферштийнен называет «реструктуризацией». Ильзе работает в Психологической Лаборатории в Университете Утрехта и была соавтором в подготовке нескольких статей о связи между образностью, восприятием и рисованием.
Реструктуризация трансформирует одну конфигурацию в другую. Соогласно научным исследованиям, продвинутые зарисовщики достигают наилучших результатов в реструктуризации, если им разрешают делать наброски. В одном из экспериментов Ферштийнен зарисовщики показали лучший результат в преобразовании своих первоначальных идей и достижении оригинальных изменений по сравнению с теми, кто не пользуется рисунком.
[рисунок:
Поскольку оперативная способность мозга ограничена, выражение наших идей на бумаге облегчает их реструктуризацию, трансформируя первоначальную структуру в новую.]
В другой научной работе, проведённой исследователем Зафером Бильдой и его группой в Университете Билкента (Турция), сравнивались когнитивные процессы дизайнера при работе на бумаге и с программой. В ходе исследования выявилось несколько значительных отличий: дизайнеры, использовавшие бумагу, намного чаще меняли свои цели и намерения и вовлекались в гораздо большее число когнитивных действий. Изменение целей и намерений в ходе рисования жизненно важно, поскольку это позволяет вам использовать вашу первоначальную идею как точку опоры и при этом проявлять разносторонность.
Любопытно, что эти результаты могут иметь больше общего с нашим образованием, чем с нашими отношениями с техникой. Помните, когда вы только начинали учиться рисовать, на всех курсах, которые вы посещали, вас заставляли пользоваться альбомом для рисования? Совершенно верно, большинство из нас училось рисовать на бумаге, и именно это обстоятельство может влиять на способность нашего мозга справляться с подобными ситуациями.
Наши друзья, психологи-бихевиористы, предлагают своё жаргонное слово: обусловленность. Если бумага была первым креативным стимулом в вашей жизни (т.е. как только вы видели лист бумаги, вам тут же хотелось что-то нацарапать на нём), то никого не должно удивлять, что вы будете по-разному относиться к рисованию на бумаге и на экране. Независимо от нашей жизненной философии или человеческого поведения все мы соглашаемся в одном: бумагу люди начали использовать намного раньше цифрового экрана.
Не поймите меня превратно: разработчики цифровых устройств для рисования определённо совершенствуются и облегчают жизнь многим дизайнерам, используя интересные инновационные методы. Производители делают подсветку, размер и вес планшетов такими, что их невероятно трудно отличить от бумаги. Они нашли способ сделать экраны планшетов чувствительными к давлению стилуса и дали нам возможность полностью переводить зарисовки на бумаге в электронный вид.
Чем совершеннее становятся технологии, тем больше новых впечатлений мы можем ожидать от электронного рисования. WACOM (ВАКОМ), производитель графических планшетов, предлагает зарисовщикам ставить хэш-тэг #madewithwacom на свои творения в Твиттере.
Когда вы в последний раз нарисовали идеальную картинку? Можно смело сказать, что большинство из нас не стремится к совершенству, рисуя карандашом в альбоме. И именно это отличает карандашную линию от вектора.
Джонатан Фиш и Стивен Скривенер написали книгу «Улучшение умственного зрения: зарисовки и визуальное познание», в которой представили идею о том, что «неопределённость в эскизах Леонардо пробуждает ментальное воображение, поскольку механизмы автоматического ментального распознавания пытаются восполнить недостающие детали и устанавливают правила для запоминания образов».
[рисунок:
Вспомните о тех случаях, когда вы оставляли рисунки незавершёнными, записывали серым цветом черновые идеи, ставили на полях знаки вопроса (а может быть даже и не на полях?), оставляли свободное место, рисовали неровные линии и фигуры… Так происходит всё время, не так ли?
Рисование от руки заканчивается незавершёнными штрихами, открывающими новые возможности для творчества.]
Вспомните о тех случаях, когда вы оставляли рисунки незавершёнными, над более чёткими образами записывали серым цветом черновые идеи, ставили на полях знаки вопроса, оставляли свободное место, рисовали неровные линии и фигуры… Так происходит всё время, не так ли? Эти недомолвки, или «ошибки», отражающие нашу нерешительность, являются прекрасными указателями в новых дизайнерских направлениях. Мы теряем их, когда выбираем совершенство пикселей.
Группа учёных из Нидерландов, под руководством Ремко ван дер Лугта, провела наблюдение за четырьмя встречами по формированию идей. Участники этих встреч использовали технику письма и технику зарисовок. Учёные пришли к заключению, что рисование стимулирует креативность группы, позволяя участникам истолковывать свои собственные идеи по-новому и помогать другим людям вникать в эти идеи в ходе их презентации.
[рисунок:
Итак, давайте поработаем над моей супер-безупречной идеей
против
Давайте поработаем над этим черновым эскизом
Я идеальна!
Я легко меняюсь!
Совместная работа по созданию концепций проходит намного проще, если мы обмениваемся рисунками, которые легко изменяемы и не фиксированы, а потому предоставляют свободу для вариаций.]
Рисование от руки не только улучшает процесс формирования идей, оно превращается в эффективный визуальный язык, помогающий другим понимать, комментировать и интегрировать ваши идеи. Это очень актуально для межкультурных групп, участникам которых рисунки помогают восполнить пробелы в понимании.
Гарантирован ли лучший результат, если вы будете рисовать как заведённый? Простой ответ - нет. Более утончённый ответ заключается в том, что при определённых обстоятельствах безумное рисование может привести к лучшему дизайну. Да, вы поняли меня верно.
[рисунок:
Полезная дизайнерская мантра звучит так: «Я не провалился, я просто сделал 1000 скетчей, которые не сработали.]
Я пришла к этому умозаключению, пока читала одну из работ Марии К. Йанг. Она проследила за рисунками группы студентов-инженеров в фазе формирования идей и оценила результаты по их итоговым баллам и результативности в конкурсе. Мария выяснила, что количество концепций, разработанных студентами, было пропорционально лучшим дизайнерским решениям. При этом соблюдались следующие условия: во-первых, скетчи содержали в себе размеры и, во-вторых, рисунки, в значительной степени связанные с результатом, были созданы в первой четверти цикла (т.е. это были самыми ранними набросками).
Случалось ли вам быть прерванными в самом разгаре дизайнерского прорыва? Концентрация играет ключевую роль в успехе дизайнера, поскольку творческий процесс может двигаться как угодно, но только не по прямой. Процесс требует сильной и исключительной согласованности между вашими мыслями, руками и источником вдохновения. Из-за этой исключительности некоторые из нас порой не спят.
Ну, ещё из-за крайних сроков.
Появилось доказательство, что рисование способствует концентрации. Джеки Андрэйд из Школы Психологии Плимутского Университета провела тесты на связь между рисованием закорючек и более высокими показателями концентрации внимания у 40 участников, за которыми наблюдали во время телефонных разговоров. Мы можем считать рисование закорючек бесцельным изображением узорчиков и фигурок, не имеющих отношения к первоначальной задаче, но выводы исследования поражают - почеркушки не дают витать в облаках, увеличивают концентрацию и не оставляют места для скуки.
Это объясняет, почему многим из нас так важно иметь свои блокноты всегда при себе, доставать их в самых неожиданных местах и в разгаре событий, совершенно неподходящих для этого.
Резюмируем вышесказанное: рисование помещает нас в комфортные условия, поддерживающие в нас тонус, внимание и заинтересованность. Мало того, в результате других исследований было установлено: люди, получающие информацию с бумажных носителей, значительно меньше подвержены стрессу и усталости, чем те, кто читает её с экрана. Исследователи из Гётеборгского Университета утверждают, что глядящие на экран, больше выматываются из-за «эффекта двойной задачи».
Это не лишено смысла. Работая на компьютере, вам приходится решать не только саму задачу, но и разбираться с техникой и программами. Для тех из нас, кто учился рисовать на бумаге, подобная ситуация воспринимается как серьёзный стресс. Напротив, для знающих толк в графических планшетах и прочих изощрённых технических новшествах, стресс, возможно, неведом.
[рисунок:
Обучение по системе Монтессори основано на сенсорном опыте.
Cистема Монтессори поощряет детей учиться, используя все пять чувств.]
Некоторые верят, что мы достигаем глубинных уровней концентрации внимания и развиваем более яркие концепции, если используем наши руки в качестве инструментов. Регина Роулэнд, преподаватель курса «Визуализация идей» в Саваннском Колледже Искусств и Дизайна, имеет своё особое мнение по этой теме:
«Когда мы перешли в электронный мир, я заметила, что все этюды стали выглядеть одинаково. Внезапно, все стали работать в Фотошопе, и качество дизайна начало стремительно меняться. Раньше каждый этюд имел свой характер, уникальный для каждого человека. Я не хочу отказываться от цифровой техники; есть много вещей, которые мы никогда не смогли бы сделать руками. Но я убеждена в том, что когда вы учитесь исследовать мир в его визуальной форме, вы понимаете важность приобретения реального, мультисенсорного опыта, а не его абстрактной версии.
С цифровыми технологиями вы смотрите на экран с двумерными образами без взаимодействия с ними. Я осознала, что студенты, имеющие сенсорный контакт с буквами и формами, учатся лучше тех, кто воспринимает их в абстрактном виде.
В кончиках ваших пальцев есть нервные окончания, и я считаю так - если люди рисуют своими руками, то это особым образом влияет на их мозг. Данная идея находит отражение в педагогике Монтессори: посредством сенсорных переживаний вы формируете структуры в мозге, по этой причине все действия и дидактический материал должны быть прочувствованы детьми с помощью пальцев».
Что происходит, когда вы постоянно рисуете и объединяете символы в своём скетче? Что происходит, когда ваш мозг пытается вспомнить образы, подходящие для вашей идеи, которую вы хотите воплотить? Нетрудно заметить, что чем лучше вам удаётся перевести образы из вашего ума на бумагу, тем больше визуальных ресурсов вам придётся изобразить и тем проще вам будет извлечь их в будущем. Иен Сторер читает лекции на Кафедре Дизайна и Технологии в Университете Лафборо. Он пришёл к идее «графической библиотеки», которую дизайнеры могут комбинировать и реструктурировать для создания идей. В своей статье он утверждает, что «творческое рисование и проектирование требуют свода знаний, на котором будут основываться новые идеи».
[рисунок:
Хотел бы я сформировать мощный ум для работы над проектами? Да, конечно.]
Рисование руками позволяет вам создавать уникальную визуальную библиотеку в вашем уме и иметь доступ к ней. Уж насколько я люблю компьютеры, интернет и всесильную поисковую систему, но хотелось ли бы мне обладать более мощным умом для создания проектов? Безусловно, да.
Будет справедливым сказать, что большинство проблем, с которыми сталкиваются дизайнеры, запутанные, неопределённые, расплывчатые – то есть это проблемы, о которые спотыкается обычная логика.
Призываю всех попробовать решить эти типы проблем, используя только простые текстовые абзацы. Записи не помогают при большинстве дизайнерских проблем. Джонатан Фиш блестяще объясняет это в своей статье «Когнитивный катализ: рисунки для опаздывающего мозга». Он сравнивает наши дизайнерские проблемы с деревьями, стволы и ветви которых – это абстрактные или нечёткие описания, а листья – образы, представляющие «изобразительную конкретную мысль».
[рисунок:
Джонатан Фиш объясняет, что наши дизайнерские проблемы похожи на деревья, стволы и ветви которых – это абстрактные (обычно текстовые) описания, а листья – конкретные изображения (например, рисунки). В большинстве дизайнерских решений они совмещаются.]
Он поясняет, что при попытке решить дизайнерскую проблему, полную неопределённостей, «описание и изображение зависят друг от друга».
Найэл Сири и его коллеги из Университета Лимерика предлагают наилучшее определение зарисовок из всех, что мне известны:
«Зарисовки – это смысловой инструмент, который способствует синтезу зрительных образов».
Вы готовы усовершенствовать свою пластичность, интуицию, групповое мышление, эффективность, концентрацию, талант и способность решать проблемы? Восемь преимуществ, перечисленных выше, возможно находятся всего в нескольких рисунках от вас!
Лаура Буше (Laura Busche)
Слово экспертам
Правила командного майнд-менеджмента
Особая эффективность фасилитации по сравнению с тренингом или простым совещанием достигается за счет четкого следования технологии. Сотни приемов командного майнд-менеджмента, выверенных профессионалами и документированных, позволяют раз...
Слово экспертам
10 важных аспектов публичного выступления
Публичное выступление - сложное мастерство, которое не многим удается. Apple - известный бренд, глава и сотрудники которого умеют позиционировать себя и свою продукцию, а в соответствии трендам им почти нет равных.
Слово экспертам
Список книг для бизнес-тренеров
Слово экспертам
Медитация и осознанность: что это и зачем?
Движение осознанности (mindfulness movement) стремительно набирает популярность в западном мире. Если раньше медитацию практиковали только люди, увлекающиеся разного рода духовными практиками, то сейчас это считается самым обычны...
Слово экспертам
Драйверы и стратеги - две модели управления
огда вы берётесь за разработку стратегии, критически важный шаг – убедиться, что у вас и вашей команды есть единое понимание языка стратегии и надежный процесс разработки. Важно установить и процесс, и язык общения заранее, чтобы уйти от...
Слово экспертам
Подборка лучших книг по майнд-менеджменту
Мы знаем: лучший подарок - это книга! И наш проект #корпоративнаябиблиотека - кладезь полезных и достойных подарков.