Что же такое ответственность? Википедия даёт следующие определения:
Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.
Отве́тственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.
В рамках нашего с вами обсуждения под "ответственностью" мы будем понимать "готовность принять последствия выбора, прогнозировать их и совершать действия для достижения поставленной цели".
Как я писала уже ранее, говорить об ответственности лучше после того, как составлен план действий. В противном случае инициатив и активности будет значительно меньше. Само распределение ответственности состоит из двух этапов:
Не стоит забывать о том, что до тех пор пока на листе "Действия" (рис.1) в столбце "Кто" пусто, ответственно вышестоящее лицо (первое лицо компании, менеджер, который создаёт свою команду).
С высокой долей вероятности сотрудник, фамилия которого не стоит рядом с конкретным действием, не станет совершать это самое действие. И это логично.
"Я не подписывался", "А я думал, что это должен сделать Федотов", "Не помню", "Я просто предложил, почему это я должен делать" и прочее звучит, когда оказывается, что все сроки истекли, а работа не выполнена. Людей, которые добровольно и охотно берут на себя ответственность, очень мало. Говорят, что не более 5-10%. Я сама не считала, но по опыту похоже на правду.
Так как же распределить ответственность таким образом, чтобы сотрудники взяли её на себя осознанно и охотно?
Мы делаем это обычно так:
В результате, рядом с каждым действием должен быть ответственный и срок. Причем срок конкретный. Например, 22 сентября 2015 года.
Распределили ответственность?
Попросите каждого ответственного сделать фото и обязательно сфотографируйте лист действий сами. И проследите, чтобы все участники встречи получили фотографии в течение 10 минут после мероприятия. А далее это уже переводится в электронный вид и вносится в систему контроля исполнения поручений.
Читайте все статьи цикла:
2. Как вовлечь
3. Как научиться договариваться
Фасилитация для лидера
Чем занимается фасилитатор
Cтатья Майкла Вилкинсона в переводе Вероники Мартыновой для Правил игры Роль фасилитатора — это роль проводника, помогающего участникам пройти все ступени для достижения цели. Он или она не навязывает своё решение, а напротив, используе...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 2. Вовлеките каждого в совместную работу.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ориентировано на то, чтобы каждый член команды был включен в процесс совместной работы, радел за результат, делился своими знаниями и опытом, помогал другим и стремился сделать все, что от него зависит для достижения общей цел...
Фасилитация для лидера
Визуальное знакомство
Если спросить, чем лично мы как фасилитаторы можем гордиться, так это изобретением народного метода. Перелистывая ленты соцсетей, едва ли не каждый день видим «Визуальное знакомство» в действии. Как народная песня, уже и не вспомнится мн...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 1. Интерес
Фундамент любой команды - ИНТЕРЕС. Для того, чтобы выйти из зоны комфорта, а командная работа - это всегда выход из "теплого уютного болота" человеку важно понимать, зачем ему это нужно. В данный момент у него/нее голова забит...
Фасилитация для лидера
Секреты управления непродуктивными ситуациями
Продолжаем путешествовать по страницам книги Майкла Вилкинсона «Секреты фасилитации». Ее автор собственным опытом доказал, что фасилитация – это не талант, а профессиональный навык, набор инструментов и методик, овладеть которыми может к...
Фасилитация для лидера
Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»
Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.