Катерина Богина
Управляющий партнер компании Инсайт Груп (Insight Group)Сейчас все больше и больше руководителей, сотрудников и профессионалов из сферы обучения обращаются к техникам визуализации в бизнесе. Это настоящий тренд, с которым нельзя не считаться. При этом важно понимать, визуализация для бизнеса или бизнес-визуализация – это совсем не про художество, это про быструю и осмысленную работу с информацией.
У нас за последнее время на курсах обучились уже более 3000 человек в открытом и корпоративном формате, очно и дистанционно, и каждый из них понял, что визуализация – это ценный работающий инструмент – как для тренингов, так и для совещаний, переговоров и встреч. При этом специалисты в области обучения и визуального сопровождения используют форматы, которые находятся на стыке «красоты» и «содержания», такие, как скрайбинг, визуальная фасилитация, иллюстрации для раздаток и дистанционных курсов, плакаты и шаблоны для мероприятий. В это же время руководители, аналитики и топ-менеджеры пользуются форматом именно бизнес-визуализации, который включает в себя более лаконичные и структурные инструменты: схемы, модели, диаграммы и графики.
Ниже будет рассмотрено, кто использует бизнес-визуализацию и под какие задачи, и под каждую задачу я предложу простые упражнения, через которые можно начать свое знакомство с визуализацией для бизнеса.
Тренеры и фасилитаторы
Тренеры и все, кто связан с бизнес-образованием, в открытом и корпоративном формате, - это первая группа людей, которая подхватила визуальную волну в России. Почему? Потому что это люди, которые работают с контентом профессионально, передавая его своим участникам через свои выступления и живую работу на флип-чарте.
Руководители и топ-менеджеры
Руководители используют визуализацию совсем не так, как тренеры, они более лаконичны в образах и обычно не имеют время на подготовку и наведение красоты. Часто их визуализация – это в прямом смысле заметки на салфетках – будь то работа один на один с сотрудниками или высокостатусная встреча с коллегами и партнерами.
Менеджеры по продажам и клиентские менеджеры
Все те люди, которые в сжатом формате передают смысл информации клиентам и партнерам, используют визуализацию для «продажи» своих идей прямо во время быстрой встречи. Эти же подходы часто используют спикеры на конференциях и участники стартап-инкубаторов, которым нужно делать яркие выступления продолжительностью всего несколько минут.
Тренинги и фасилитационные сессии
Визуализация в тренингах сейчас стремительно переходит от стадии ноу-хау отдельных людей, стоящих на передовой, (как было пару лет назад) в ранг абсолютно массового явления. Все больше и больше тренеров обучаются осознанной визуальной работе на флип-чарте для того, чтобы понятно, системно и ярко передавать участникам контент своих программ. Часть из визуальных техник на тренинге носит эмоциональный характер – сочные образы, чтобы вовлечь, увлечь и повысить запоминаемость информации, а часть – это структурные схемы, диаграммы и модели, которые сложно назвать эмоциональными. Тренеру/спикеру нужно уметь работать на двух пластах – и рациональном, и эмоциональных, чтобы его обучающие программы давали реальный результат. Техники бизнес-визуализации особенно важны там, где тема тренинга – сложная или относится к области hard-skills. Например, очень активно схемы и модели применяют тренеры в банковской сфере, ИТ и телекоме.
Упражнение «Визуализация модели»Нарисуйте упрощенную модель какого-нибудь процесса или концепции, которую вы планируете объяснить другим людям. Не используйте сложные рисунки или украшения, пусть это будет нарисовано просто, но понятно!
Переговоры, продажи и клиентские встречи
Частенько руководители клиентских отделов жалуются мне, что их сотрудники не могут и слова сказать без презентации со слайдами, поэтому если проектора не дай бог нет, или он не работает, человек теряется и не может ни системно, ни визуально донести свои мысли. Он просто впадает в ступор! Но сейчас все больше и больше ценится способность человека работать с информацией, быстро и понятно объяснять свои мысли. На внутренних встречах менеджеров по персоналу HR-руководители крупных компаний неоднократно отмечают визуализацию как один из актуальных навыков для корпоративных профессионалов.
Отличие визуализации на переговорах – в её простоте. Если на тренингах и фасилитационных сессиях ведущие могут использовать более комплексные виды визуализации: визуальные шаблоны, заранее заготовленные плакаты, декоративные шрифты и так далее, то в переговорах арсенал визуальных техник значительно заужается. Для того, чтобы быстро провести визуальную встречу, нужно владеть навыком использования простых схем и диаграмм, а также самых простых пиктограммам для рассказывания визуальных историй. Это работает намного быстрее и точнее, чем любые слова, ведь 80% информации человек получает именно через визуальный канал.
Для того, чтобы использовать бизнес-визуализацию на встречах, совсем не надо уметь рисовать, важно обладать азами визуального мышления и самыми простыми визуальными техниками.
Упражнение «Рисуем пиктограммы услуг»
Попробуйте нарисовать пиктограммы под услуги вашей компании. Главное, это должны быть самые простые пиктограммы, без усложнения и художественных спецэффектов. Когда вы хотя бы один раз отрисуете пиктограммы, для вас не составит труда воспроизвести их на переговорах или клиентской встрече.
Презентации и совещания внутри компании
Для проведения эффективных и ярких совещаний сотрудники и менеджеры могут использовать визуальные техники как в более крупном формате (флип-чарт, маркерная доска), так и в уменьшенном виде (бумага А4, блокноты). Более того, нередко использование и специальной техники (айпады, планшеты). Я лично частенько пользуюсь айпадом и вижу, как это все больше и больше делают мои коллеги, например, Виктория Бехтерева уже много лет использует айпад для визуализации в формате ментальных карт.
Для совещаний очень важно умение использовать бизнес-визуализацию прямо в процессе разговора или выступления, активизируя процессы групповой работы и групповой памяти. Полезным бонусом визуальных техник на совещаниях становится не только наглядная репрезентация повестки или достигнутых решений, но и бОльшая вовлеченность всех участников в процесс групповой работы. А визуальные иллюстрации после сообщения с легкостью отправляются всем участникам собрания по электронной почте и активно используются в работе.
За рубежом, например, в Америке, наличие внутреннего визуализатора на совещаниях стало типичной практикой, но в России используются либо внешние эксперты в области визуализации, либо визуальную фиксацию осуществляет кто-то из участников собрания, если он обладает визуальными навыками.
Упражнение «Визуальная повестка совещания»
Нарисуйте повестку ближайшего собрания или разговора с сотрудником в формате ментальной карты. Название темы поместите в центре, а несколько подтем – вокруг главной темы. Вы можете зафиксировать несколько тезисов, которые вы обсудите в каждом пункте, запишите их, чтобы не забыть!
Бизнес-визуализация помогает не только передавать информацию другим людям. Не меньшую пользу она приносит людям, которые хотят для себя структурировать, осознать и запомнить зачастую сложный контент. В этом могут помочь простые схемы, диаграммы и формат визуальных заметок. Визуальные конспекты отличаются от обычных конспектов намного более прицельной работой с информацией, ведь в случае составления визуальных заметок человек не просто переписывает всю информацию подряд, он осуществляет обработку контента, выделяя структуру текста и фиксируя только самую релевантную информацию.
Визуальные заметки часто используются для сохранения выводов от прочитанных книг, фиксации содержания курсов и вебинаров, а также договоренностей, достигнутых во время совещаний и встреч. Сейчас у меня много корпоративных групп учатся фиксировать в формате визуальных заметок контент тренингов, на которые они ходят внутри компаний, и совещаний, на которых они присутствуют, чтобы основные выводы оставались с ними надолго.
Главное, что нужно понимать, что визуальные заметки и простые схемы не обязаны быть красивыми, самое главное, чтобы они были структурными и понятными автору, а для этого достаточно использования самых простых форм и текста.
Упражнение «Визуальная заметка по книге»
Зафиксируйте основные выводы и тезисы из книги, которую вы читаете или недавно прочитали, в формате визуальной заметки. Не гонитесь за красотой, пусть это будет предельно просто с точки зрения исполнения, но структурно и понятно для вас. Вы можете использовать или не использовать пиктограммки, помните, что главное – содержание!
Как только вы начнете использовать визуальные инструменты в своей работе, вы тут же увидите позитивную обратную связь от коллег, сотрудников и партнеров. После этого вам уже очень будет очень сложно от них отказаться! Какими бы ни были ваши цели – объяснить понятно, оставить информацию в памяти, вовлечь участников совещания в работу или «продать» свою идею – простые фигуры, диаграммы и схемы и и элементарные пиктограммы сделают эту работу намного лучше, чем ваше «голое» выступление. Самого же большого эффекта вы добьетесь, соединив союзом «и» слова «выступать» и «говорить» для содержательных, структурных, ярких и осмысленных выступлений!
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Как визуализация помогает повысить личную эффективность?
«Кто из вас умеет рисовать?» – этот вопрос я задаю каждой своей тренинговой группе. Как правило, только 5-10% людей в любой аудитории поднимают руки, остальные – опускают взгляд и грустно вздыхают. Вместе с тем я убеждена, что рисова...
Слово экспертам
10 быстрых принципов оперативного управления
90% наших клиентов в начале сотрудничества соглашаются, что самое продуктивное время для эффективной работы в их организации - это время до начала рабочего дня, после его окончания и по выходным дням. А в рабочее время почему-то прод...
Слово экспертам
Как правильно протоколировать совещания
В этой статье мы продолжим популярную тему результативного проведения совещаний. Разберем подробно, что такое протокол совещания, зачем он нужен и как уйти от бюрократии к энергичному получению результата.
Слово экспертам
Про "узкие места"
Иногда я спорю с коллегами, которые берутся за тот или иной проект. Как правило, в начале проекта у них много сил, желания, амбиций, и они не могут трезво оценить ресурсы и сроки, которые им нужны для того, чтобы этот проект реализовать...
Слово экспертам
10 ингредиентов "вкусной" презентации на iPad
О креативности и инновациях не говорит только ленивый. Тем не менее позволю себе выделить ее в отдельный ингредиент.
Слово экспертам
Игорь Рызов - современные продажи
Эксперт - Игорь Рызов. Мастер продаж и переговоров. Около 20 лет в бизнесе. Автор нескольких книг. Его работа «Кремлевская школа переговоров» - это единственная бизнес-книга российского автора, которая издается на восьми языках. Ее призн...