Показать нельзя говорить

Опубликовано в № от 14.01.25
Ведущий российский эксперт в области визуального мышления и визуальной коммуникации в сфере обучения и развития. Член совета директоров Международной Ассоциации Визуализаторов IFVP. Организационный консультант и тренер тренеров, профессиональный визуальный фасилитатор и бизнес-скрайбер, командный и индивидуальный коуч.

Катерина Богина

Управляющий партнер компании Инсайт Груп (Insight Group)

Сейчас все больше и больше руководителей, сотрудников и профессионалов из сферы обучения обращаются к техникам визуализации в бизнесе. Это настоящий тренд, с которым нельзя не считаться. При этом важно понимать, визуализация для бизнеса или бизнес-визуализация – это совсем не про художество, это про быструю и осмысленную работу с информацией. 

У нас за последнее время на курсах обучились уже более 3000 человек в открытом и корпоративном формате, очно и дистанционно, и каждый из них понял, что визуализация – это ценный работающий инструмент – как для тренингов, так и для совещаний, переговоров и встреч. При этом специалисты в области обучения и визуального сопровождения используют форматы, которые находятся на стыке «красоты» и «содержания», такие, как скрайбинг, визуальная фасилитация, иллюстрации для раздаток и дистанционных курсов, плакаты и шаблоны для мероприятий. В это же время руководители, аналитики и топ-менеджеры пользуются форматом именно бизнес-визуализации, который включает в себя более лаконичные и структурные инструменты: схемы, модели, диаграммы и графики. 

Ниже будет рассмотрено, кто использует бизнес-визуализацию и под какие задачи, и под каждую задачу я предложу простые упражнения, через которые можно начать свое знакомство с визуализацией для бизнеса. 

 IMG_1027.jpg

Кто использует бизнес-визуализацию ?

 Тренеры и фасилитаторы

Тренеры и все, кто связан с бизнес-образованием, в открытом и корпоративном формате, - это первая группа людей, которая подхватила визуальную волну в России. Почему? Потому что это люди, которые работают с контентом профессионально, передавая его своим участникам через свои выступления и живую работу на флип-чарте. 

Руководители и топ-менеджеры

Руководители используют визуализацию совсем не так, как тренеры, они более лаконичны в образах и обычно не имеют время на подготовку и наведение красоты. Часто их визуализация – это в прямом смысле заметки на салфетках – будь то работа один на один с сотрудниками или высокостатусная встреча с коллегами и партнерами. 

Менеджеры по продажам и клиентские менеджеры

Все те люди, которые в сжатом формате передают смысл информации клиентам и партнерам, используют визуализацию для «продажи» своих идей прямо во время быстрой встречи. Эти же подходы часто используют спикеры на конференциях и участники стартап-инкубаторов, которым нужно делать яркие выступления продолжительностью всего несколько минут.


Где можно использовать техники бизнес-визуализации? 

Тренинги и фасилитационные сессии

Визуализация в тренингах сейчас стремительно переходит от стадии ноу-хау отдельных людей, стоящих на передовой, (как было пару лет назад) в ранг абсолютно массового явления. Все больше и больше тренеров обучаются осознанной визуальной работе на флип-чарте для того, чтобы понятно, системно и ярко передавать участникам контент своих программ. Часть из визуальных техник на тренинге носит эмоциональный характер – сочные образы, чтобы вовлечь, увлечь и повысить запоминаемость информации, а часть – это структурные схемы, диаграммы и модели, которые сложно назвать эмоциональными.  Тренеру/спикеру нужно уметь работать на двух пластах – и рациональном, и эмоциональных, чтобы его обучающие программы давали реальный результат. Техники бизнес-визуализации особенно важны там, где тема тренинга – сложная или относится к области hard-skills. Например, очень активно схемы и модели применяют тренеры в банковской сфере, ИТ и телекоме. 

Упражнение «Визуализация модели»

Нарисуйте упрощенную модель какого-нибудь процесса или концепции, которую вы планируете объяснить другим людям. Не используйте сложные рисунки или украшения, пусть это будет нарисовано просто, но понятно!

 UNADJUSTEDNONRAW_thumb_f0eb.jpg


 Переговоры, продажи и клиентские встречи 

Частенько руководители клиентских отделов жалуются мне, что их сотрудники не могут и слова сказать без презентации со слайдами, поэтому если проектора не дай бог нет, или он не работает, человек теряется и не может ни системно, ни визуально донести свои мысли. Он просто впадает в ступор! Но сейчас все больше и больше ценится способность человека работать с информацией, быстро и понятно объяснять свои мысли. На внутренних встречах менеджеров по персоналу HR-руководители крупных компаний неоднократно отмечают визуализацию как один из актуальных навыков для корпоративных профессионалов. 

 Отличие визуализации на переговорах – в её простоте. Если на тренингах и фасилитационных сессиях ведущие могут использовать более комплексные виды визуализации: визуальные шаблоны, заранее заготовленные плакаты, декоративные шрифты и так далее, то в переговорах арсенал визуальных техник значительно заужается. Для того, чтобы быстро провести визуальную встречу, нужно владеть навыком использования простых схем и диаграмм, а также самых простых пиктограммам для рассказывания визуальных историй. Это работает намного быстрее и точнее, чем любые слова, ведь 80% информации человек получает именно через визуальный канал. 

Для того, чтобы использовать бизнес-визуализацию на встречах, совсем не надо уметь рисовать, важно обладать азами визуального мышления и самыми простыми визуальными техниками.

Упражнение «Рисуем пиктограммы услуг»

Попробуйте нарисовать пиктограммы под услуги вашей компании. Главное, это должны быть самые простые пиктограммы, без усложнения и художественных спецэффектов. Когда вы хотя бы один раз отрисуете пиктограммы, для вас не составит труда воспроизвести их на переговорах или клиентской встрече.

 170028.jpg

Презентации и совещания внутри компании 

Для проведения эффективных и ярких совещаний сотрудники и менеджеры могут использовать визуальные техники как в более крупном формате (флип-чарт, маркерная доска), так и в уменьшенном виде (бумага А4, блокноты). Более того, нередко использование и специальной техники (айпады, планшеты). Я лично частенько пользуюсь айпадом и вижу, как это все больше и больше делают мои коллеги, например, Виктория Бехтерева уже много лет использует айпад для визуализации в формате ментальных карт. 

Для совещаний очень важно умение использовать бизнес-визуализацию прямо в процессе разговора или выступления, активизируя процессы групповой работы и групповой памяти. Полезным бонусом визуальных техник на совещаниях становится не только наглядная репрезентация повестки или достигнутых решений, но и бОльшая вовлеченность всех участников в процесс групповой работы. А визуальные иллюстрации после сообщения с легкостью отправляются всем участникам собрания по электронной почте и активно используются в работе. 

За рубежом, например, в Америке, наличие внутреннего визуализатора на совещаниях стало типичной практикой, но в России используются либо внешние эксперты в области визуализации, либо визуальную фиксацию осуществляет кто-то из участников собрания, если он обладает визуальными навыками.

Упражнение «Визуальная повестка совещания»

Нарисуйте повестку ближайшего собрания или разговора с сотрудником в формате ментальной карты. Название темы поместите в центре, а несколько подтем – вокруг главной темы. Вы можете зафиксировать несколько тезисов, которые вы обсудите в каждом пункте, запишите их, чтобы не забыть!

Визуальная заметка.jpg    

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_f4d0.jpg 

Осознанная работа с информацией 

Бизнес-визуализация помогает не только передавать информацию другим людям. Не меньшую пользу она приносит людям, которые хотят для себя структурировать, осознать и запомнить зачастую сложный контент. В этом могут помочь простые схемы, диаграммы и формат визуальных заметок. Визуальные конспекты отличаются от обычных конспектов намного более прицельной работой с информацией, ведь в случае составления визуальных заметок человек не просто переписывает всю информацию подряд, он осуществляет обработку контента, выделяя структуру текста и фиксируя только самую релевантную информацию. 

Визуальные заметки часто используются для сохранения выводов от прочитанных книг, фиксации содержания курсов и вебинаров, а также договоренностей, достигнутых во время совещаний и встреч. Сейчас у меня много корпоративных групп учатся фиксировать в формате визуальных заметок контент тренингов, на которые они ходят внутри компаний, и совещаний, на которых они присутствуют, чтобы основные выводы оставались с ними надолго. 

Главное, что нужно понимать, что визуальные заметки и простые схемы не обязаны быть красивыми, самое главное, чтобы они были структурными и понятными автору, а для этого достаточно использования самых простых форм и текста.

Упражнение «Визуальная заметка по книге»

Зафиксируйте основные выводы и тезисы из книги, которую вы читаете или недавно прочитали, в формате визуальной заметки. Не гонитесь за красотой, пусть это будет предельно просто с точки зрения исполнения, но структурно и понятно для вас. Вы можете использовать или не использовать пиктограммки, помните, что главное – содержание!

    44.jpg


Как только вы начнете использовать визуальные инструменты в своей работе, вы тут же увидите позитивную обратную связь от коллег, сотрудников и партнеров.  После этого вам уже очень будет очень сложно от них отказаться! Какими бы ни были ваши цели – объяснить понятно, оставить информацию в памяти, вовлечь участников совещания в работу или «продать» свою идею – простые фигуры, диаграммы и схемы и и элементарные пиктограммы сделают эту работу намного лучше, чем ваше «голое» выступление. Самого же большого эффекта вы добьетесь, соединив союзом «и» слова «выступать» и «говорить» для содержательных, структурных, ярких и осмысленных выступлений!

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Визуальные истории - ключ к сложным смыслам

14 января 3067

В книге Эдварда де Боно о мышлении. Очень много интересных идей о мышлении. Одна из них о природе творчества. Де Боно считает, что логика не способна привести к творческим решениям. Она нужна только для обоснования решений, возникших либ...

Слово экспертам

Удаленный помощник

14 января 3101

Если кто-то лучше тебя ведет твои дела, бухгалтерию, считает зарплату, отлично выполняет поручения, почему бы не делегировать ему все это? Ваш личный помощник, сервис «Кнопка», не принесет вам чашку кофе, но отправит почту, разберется с ...

Слово экспертам

Сторителлинг от Кирилла Гопиуса

14 января 2979

Бренды «Форд», «ИКЕА», «Мэри Кей» и вот уже 200 лет знаменитые во всем мире джинсы Levi’s. Да и многие другие, которые на слуху у каждого. В чем их успех? Тогда, на заре бизнеса, когда были еще совсем другие времена, конечно, - в уникаль...

Слово экспертам

Как развить в себе чувствительность и поддержать ее в детях?

14 января 3154

Виктория Бехтерева: Когда-то я писала про важность чувствительности и ее отличие от осознанности. Тогда многие спрашивали, как развить в себе задавленную чувствительность и поддержать ее в детях. Есть очень хорошие книги на эту тему. О м...

Слово экспертам

Как стать лидером

14 января 3109

Слово экспертам

Книги, которые рекомендуют герои форума "Бизнес со смыслом"

14 января 3072