Основные роли в коллабе

Опубликовано в № от 15.01.25
Коллаб - это о том, что в эффективной компании сотрудники становятся партнерами, умеющими договариваться, максимально эффективно распределять роли и добровольно брать на себя те или иные зоны ответственности. Управление, при котором не требуют, а доверяют, не вменяют в обязанности, а выбирают себе задачи, не отчитывают, а дают шанс исправить ошибку - все для того, чтобы работа была в радость, и ее хотелось делать на 100%. Сегодня расскажем, какие роли согласно коллаборации и принципам самоуправления следует внедрить и как с ними работать.

В классической иерархичной системе управления люди редко принимают участие в формировании структуры. Приходя работать в компанию, человек просто встраивается в существующую организацию и живет по ее правилам, четко понимая, кому он подчиняется, что входит в его функциональные обязанности и чье слово главнее. 

В интегральной теории также сохраняется иерархия, только это иерархия потребностей. Поскольку потребности не могут управлять друг другом, невозможно определить, какая из них важнее, появляется круг. 

Фактически каждый круг - это зона ответственности, актуальная для той или иной компании. Круг продажи, круг маркетинга, круг разработчиков, круг производства. Результат работы любого круга должен быть измерим, ощутим и полезен компании.

Внутри круга есть роли. Важно понять, что роль - это не должность. В классической системе у сотрудника есть должностные обязанности, ему могут поступать задания от руководителя, от вышестоящего босса, из другого подразделения. В результате нередко мы имеем сбой в приоритетах, задерганного коллегу и заваленные проекты. 

В самоуправляющихся организациях, внедряя роли, менеджеры перестают руководить людьми. Они управляют ответственностью. Приоритет выполнения задач расставляет сам сотрудник. Он вправе принимать решения в рамках своей роли. Если же человек не справляется, он может быть переизбран на совещании, и его роль будет передана кому-то другому.

Один человек может быть держателем нескольких ролей, но они должны быть сосредоточены внутри одного круга. Например, в круге маркетинга сотрудник Михаил выполняет роли контент-менеджера сайта и SMM специалиста.

В коллаборации очень важны совещания. Они во многом определяют эффективность работы команды в целом и проводятся они по определенным правилам, о которых мы подробнее поговорим в следующих номерах журнала.

Согласно коллаборации все участники совещания наделяются ролями. Среди них есть несколько обязательных. Они не соответствуют должностям. Например, фасилитатором не обязательно должен быть руководитель круга (команды). Более того, от совещания к совещанию роли могут меняться, если этого хочет команда или требуют обстоятельства.

 Обязательные роли:

Фасилитатор. Тот, кто ведет встречу, следит за повесткой, задает настроение, контролирует тайминг, вовлекает в процесс всех участников, координирует выступления. Он готовит площадку. Следит за тем, чтобы из конструктивного диалога встреча не превратилась в болтовню ни о чем. Передает слово желающим высказаться и включает вопросы в повестку. Обеспечивает продуктивность обсуждений. 

Кроме того, фасилитатор готовит каждого участника к роли фасилитатора на следующих встречах. Фасилитатора избирают все участники встречи обычно одновременным голосованием в любой удобной форме. Срок определяется здесь же. Обычно это год.

Лидер круга. В классической системе управления, как правило, руководитель отдела. Его основная задача - представлять интересы управленческого круга. Передает информацию об общих стратегических задачах, актуальных вопросах организации, которые поступают из других кругов (подразделений). Он является наставником, поддерживает, дает обратную связь, помогает расставить приоритеты. 

Если нужно принять решение, не оговоренное регламентами, - принимает. Если на какую-то роль нет исполнителя - берет ее на себя. Проводит индивидуальные встречи с участниками круга, чтобы повысить их эффективность. Готовит новых участников на свою роль.

Держатель метрик. Определяет порядок сбора данных, на основе которых круг может определить эффективность своей работы. Готовит других участников на свою роль.

Представитель. Его задача представлять интересы своего круга на встречах верхнего круга. Если в его круге возникает актуальный вопрос, решение которого в компетенции другого круга, представитель обсуждает этот вопрос на встречах другого круга. Представитель избирается из числа своего круга и одновременно входит в верхний круг.

Посредник. Включается в работу, когда лидеру и представителю не удается донести необходимую информацию до своих кругов. Он обеспечивает взаимодействие двух кругов. Представляет взгляды своего круга на встречах другого круга, где он является посредником.

Секретарь. Составляет документы, ведет протокол встреч, отчетность. Его задача - фиксировать информацию. Секретарь обычно составляет график встречи и повестку, инициирует распределение ролей.

Участник круга. Любой человек, занятый в деятельности круга, априори является его участником. Он получает доступ к совещаниям круга и может быть исполнителем любой из вышеперечисленных ролей. Участник должен четко понимать свои задачи, знать протокол собрания и понимать, чего от него ждут. Он может выносить на обсуждение актуальные вопросы. Высказываться по теме, вносить информацию в трекинг-документы. Другими словами, выполнять работу, соответствующую его роли в компании.

Основываясь на своем опыте, мы рекомендуем на первое время (6-12 месяцев) ввести еще одну роль: администратора задач. Это человек, который будет отслеживать выполнение задач участниками круга и по необходимости напоминать о них, контролировать сроки, в общем, держать руку на пульсе.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Чтобы работало само, или Чему обычный бизнес может научиться у самоуправляемых команд

15 января 2863

При слове «самоуправление» многие кривятся: «Глупости какие! Нам не до этого». И скептически относятся к людям, серьезно занимающимся этой темой. А зря! Вы просто еще не знаете, что вам это нужно. Или путаете бардак и самоуправление. Да,...

Слово экспертам

Мыслить как стратег: 7 простых техник пробуждения инновационного мышления

15 января 3096

Когда ваши коллеги, а, возможно, и вы сами настроены скептически. Или, когда кажется, что развитие организации или ваша собственная карьера зашли в тупик. Очень сложно в таких случаях "мыслить инновационно", "видеть новые возмо...

Слово экспертам

Александр Кравцов - интервью о бизнесе и счастье

15 января 2980

Есть предположение, что цивилизация дельфинов существует в 50 раз дольше нас, что они счастливее и живут так, как, посмотрев на их, могли бы жить и мы. Я задумался об этом. Раньше, работая над брендом, мы делали телерекламу и занимались ...

Слово экспертам

12 книг, которые достойны вашего внимания, даже если вы не любите научную фантастику

15 января 3135

Слово экспертам

Визуальные истории - ключ к сложным смыслам

15 января 3068

В книге Эдварда де Боно о мышлении. Очень много интересных идей о мышлении. Одна из них о природе творчества. Де Боно считает, что логика не способна привести к творческим решениям. Она нужна только для обоснования решений, возникших либ...

Слово экспертам

Зачем компании нужны ценности? Часть 1

15 января 4125

В этой статье вы узнаете, почему ценности являются инструментом оперативного управления компаний, и познакомитесь с примерами ценностей из разных областей. Прочитав этот материал, вы сможете разработать ценности вашей компании!