Для ответа на этот вопрос достаточно попросить любого человека ответить на вопрос: «Назовите страны с сильной культурой?». Мы задаем этот вопрос на тренинг-сессиях постоянно, и каждый раз нам отвечают одно и то же: Германия, Япония, США, Англия, Сингапур, Канада, … Где-то во втором десятке стран обычно кто-то находит в себе смелость и неуверенно произносит – Россия?!
Интересное наблюдение из практики: большинство участников не знают точного определения, что такое культура, почему она сильная или слабая, и как это вообще измеряется. Но перечень стран всегда одинаковый! Задайте этот вопрос любому человеку, находящемуся сейчас рядом с Вами – удивитесь.
И чем сильнее культура страны, тем больше в ней по-настоящему небезразличных к ней людей. И это является фундаментальным условием создания сильной системы управления.
Ну вот представьте себе такую ситуацию: Некто прогуливает свою собаку в одной из вышеназванных стран, которые обычно называют странами с сильной культурой (Германия, Япония, США, Англия, Сингапур, Канада, список продолжить). Представьте, что собака сделала свои большие дела, и этот Некто не убрал за своей собакой следы ее жизнедеятельности! И это все безобразие увидел другой гражданин этой «сильной» страны (немец, японец, американец, англичанин, сингапурец, канадец, список продолжить). Вот ответьте сейчас сразу, что он сделает?!
Когда мы приводим этот пример на тренингах, зал хором наперебой сначала отвечает «настучит!», «заложит!», «накапает!». Через некоторое время звучат варианты «сделает замечание», «научит убирать за своей собакой», «подойдет и сам уберет». И никто и никогда не говорит, что «оставит все, как есть».
И ведь в нашей стране тоже есть, как и во всех вышеназванных странах, закон о том, что хозяин собаки должен убирать за ней отходы ее жизнедеятельности. Иначе штраф 5000 рублей, между прочим. Но мы не видели еще ни одного города, где бы этот закон работал.
Высокий процент людей, небезразличных к принятым правилам игры, – это ключевое условие сильной культуры. И наоборот, чем больше безразличных людей, тем слабее культура.
Самое интересное – небезразличие уже есть в каждой организации! Если хотите, вот примеры:
Просто сейчас правила игры переписались, и быть безразличным к принятым правилам стало нормальным. (Подробнее читайте в статье «Добровольное принуждение»).Но Вы можете переписать эти навязанные правила игры для своей организации!
Мы называем эти элементы «лестницей управления»:
Правила игры есть на каждой из ступеней этой лестницы. Но они или навязанные, и тогда мы имеем дело с безразличием, или созданные Вами, и тогда есть возможность создать небезразличие.
Представим это в виде таблицы:
Элемент управления и определение |
На какой вопрос отвечает |
Безразличие (навязанные правила игры = две белых пирамидки) |
Небезразличие (принятые правила игры = потому что эта белая а эта черная) |
Задачи – управление на уровне конкретных мероприятий, которые можно запланировать и сделать в течение одного рабочего дня |
|
|
|
Процессы – управляемая последовательность действий, позволяющая постоянно получать требуемый результат (способ преобразования «входов» в «выходы») |
|
|
|
Правила - любые писаные и неписаные договоренности, принятые в организации |
|
|
|
Проект - обязательство команды по созданию новой ценности (создание нового процесса или улучшение существующего процесса) в ограниченное время |
|
|
Проект – это неизбежный заранее запланированный результат У нас нет шанса не сделать проект в срок |
Цель - измеримый показатель, по которому можно оценить успешность работы команды на конкретном временном отрезке |
|
|
|
Стратегия - одинаково понимаемый всеми план победы в конкурентной борьбе |
|
|
|
Идеология - система формирования смысла работы и определения правильного и неправильного поведения в компании для сотрудников |
|
|
|
Для того, чтобы сделать своих сотрудников небезразличными, Вам нужно сказать им о том, что теперь у них не «две белых пирамидки», а «белая и черная».
Ведь большинство сотрудников руководствуются не тем, что Вы им говорите, а тем, что им потом постоянно говорят окружающие их коллеги! «Две белые пирамидки, обе белые, две белых!».
Поэтому для того, чтобы правила игры стали разделяться, выполняться, контролироваться и улучшаться сотрудниками, нужно вместе с ними осознать, что теперь «одна пирамидка белая, а другая - черная». И это нужно делать регулярно. Для этого не подойдет оперативное совещание в течение одного часа. Для этого нужно вырваться из оперативной текучки и переписать правила игры своей организации.
Мы рекомендуем это делать во время отдельных тренинг-сессий. Такая сессия поможет Вам создать именно те правила игры для своей организации, которые будут работать. А следовательно, компания будет более управляемой, что означает:
Сотрудники научатся лучше друг с другом договариваться и обязательно выполнять достигнутые договоренности и др.
Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
Слово экспертам
Как построить личный бренд и почему это важно делать
Если вы из тех, кто хоть немного интересовался темой SMM, то вы точно знаете Дамира Халилова, или хотя бы слышали о нем, или читали его. Но, скорее всего, вы следите за его лентой в Instagram, смотрите видео на youtube и доверяете его эк...
Слово экспертам
Каким будет мир будущего
Владимир Пирожков — промышленный дизайнер. 20 лет жил и работал в США. В 1989 году стал дизайнером компании Citroen, а потом главным дизайнером по интерьерам в Toyota. В 2007 году по приглашению Германа Грефа вернулся в Россию. Здесь дл...
Слово экспертам
Как лидеру управлять своей энергией и энергетизировать команду
Слово экспертам
Играть на стороне света. Основы фасилитации для проектных менеджеров
й стране это движение еще совсем молодое и находящееся на пути становления. Если у нас в организациях традиционно есть отдел кадров, то в американских компаниях – например, Hewlett Packard, Apple, MindJet, - обязательно в ст...
Слово экспертам
Кого сейчас оставить в команде: как определить?
Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...
Слово экспертам
Виктория Ирбаиева - дизайнер перемен
Прямая, знающая себе цену, обладающая хорошим чувством юмора, Виктория Ирбаиева рассказала, как смогла реализовать детскую мечту стать дизайнером, о том, как подбирает сотрудников, работает с клиентами и обратной связью. В fashion дизайн...