Это единственный мощный способ сделать так, чтобы любая группа людей подробно исследовала любую тему и пришла к ценному результату. Он задействует естественный процесс мышления для того, чтобы сфокусировать энергию отдельного участника или группы на принятии решения и необходимом действии.
Для решения серьезных проблем и задач команду необходимо вывести на сфокусированное, вовлеченное и продуктивное обсуждение. Добиться этого можно с помощью воронки вопросов, построенных по ORID- или ОРИП-модели.
ОРИП-модель - это 4-уровневая модель человеческого поведения, которая учитывает, как люди реагируют друг на друга и на своё окружение, как они учатся, принимают решения и чем руководствуются в действиях.
Что означает аббревиатура ORID (ОРИП)?
Каждый день мы бесчисленное множество раз бессознательно проходим через 4 уровня восприятия и взаимодействия с миром:
O - objective: О - объективный уровень восприятия. Мы можем осознавать или не осознавать это, но мы внутренне воспринимаем информацию, благодаря органам чувств (зрение, слух, вкус, запах, прикосновения).
R - reflective: Р - рефлекторный уровень - наши эмоциональные, интуитивные или инстинктивные реакции представляют собой рефлективный уровень восприятия.
I - interpretive: И - интерпретативный уровень - мы различаем смыслы, придаем значение и учимся, благодаря интерпретации.
D - decisional: мы приходим к умозаключениям любого рода, решению или действию на уровне П - принятия решений.
Воронка вопросов по ОРИП-модели помогает группе уйти с поверхности обсуждения в глубинные смыслы, изучить вопрос и принять обоснованное решение.
Например, вы можете спросить: «Что нам делать с проблемой Х?» - как вы видите, вопрос в такой формулировке апеллирует сразу к уровню принятия решения. Но этот же вопрос вы можете задать другими способами и получить на него более глубокий ответ:
«Что мы знаем об этой проблеме?»
«С какими трудностями мы сталкивались в связи с этой проблемой и что нам удалось достичь?»
«Чему мы научились, исходя из нашего опыта: что может сработать, а что не сработает в работе над этой проблемой?»
В качестве примера приведём воронку вопросов, по которым мы организуем обсуждение нашего любимого видеоролика о пирамидках "Обе белые", который мы часто анализируем на наших тренинг-сессиях вместе с Клиентами.
Покажите это видео своей команде и попросите ответить на следующие вопросы:
Только на одном из 4 уровней тот или иной участник группы в силу своих природных данных чувствует себя сильнее и комфортнее. Таким образом, используя вопросы, построенные относительно специфичного уровня восприятия, мы имеем возможность вовлечь всех и каждого в обсуждение и раскрыть самые сильные стороны отдельных участников.
При использовании ОРИП-модели также вскрываются бессознательные установки, которые в других случаях принимаются по умолчанию. Благодаря этому группа избавляется от стереотипов, а предположения и выводы становятся более осознанными, продуктивными и обоснованными.
Эта модель может применяться к командной работе разных масштабов: как для неформального обсуждения в маленьких группах, так и в больших группах, когда обсуждения длятся днями, неделями и месяцами.
ОРИП-модель может быть использована в качестве связующего звена с любыми другими методами и инструментами: методом Мирового кафе, упражнениями из серии teambuilding, визуальной историей, мозговыми штурмами...
"Мой универсальный принцип таков: какой бы ни была ваша цель в работе с той или иной группой людей, в вашем арсенале всегда есть как минимум 4 ключевых шага к ее достижению. Даже если вам нужно принять решение по очень простому вопросу, 4 вопроса зачастую сработают лучше, чем один," - Мартин Гилбрейт об ОРИП-модели.
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 3. Научиться договариваться
Рассмотрим алгоритм, как договариваться друг с другом на примере проведения стратегической сессии. Вокруг формирования договорённостей существует много мифов, подпитываемых тренингами командообразования. В 90-е эта тема была на пике попу...
Фасилитация для лидера
Фасилитация в семье. Не манипуляции, а гармоничная и целостная жизнь
- Использую ли я фасилитацию в семье? Осознанно нет. Это скорее стало моим стилем жизни, образом мышления, отношением к действительности и к людям: экологично, с уважением, из добра и с интересом. Я выработала навык больше задавать вопро...
Фасилитация для лидера
Техника мозгового штурма «Шесть шляп мышления»
Это один из действенных приемов по организации мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Это приёмы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.
Фасилитация для лидера
Чем занимается фасилитатор
Cтатья Майкла Вилкинсона в переводе Вероники Мартыновой для Правил игры Роль фасилитатора — это роль проводника, помогающего участникам пройти все ступени для достижения цели. Он или она не навязывает своё решение, а напротив, используе...
Фасилитация для лидера
Панель управления: зачем, как и когда
В большинстве российских компаний есть правила, прописаны бизнес-процессы и регламенты, но чаще всего они спущены сверху и внедрены по принципу: «Я придумал, а вы выполняйте». Правила навязываются, контролируются, придумываются новые, но...
Фасилитация для лидера
Пошаговый алгоритм создания команды единомышленников. Часть 5. Распределите ответственность
Продолжаем создавать команду единомышленников и переходим к пятому этапу, который вызывает больше всего вопросов и отговорок. Об этом этапе часто забывают. РАСПРЕДЕЛИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ надо обязательно. Причём важно продолжать это делать...