Как увидеть свою эволюционную цель Разговор на форуме «Бизнес со смыслом»

Опубликовано в №3 от 29.07.19
Это был интересный содержательный диалог на одном из бизнес-казино форума «Бизнес со смыслом». Копнули глубоко, ушли в смыслы и поняли, что, какими бы разными ни были внутренние посылы, цели и мечты, все их ведет к счастью. Не только личному, не только для себя, что особенно ценно в живых компаниях: для них важно счастье всех, с кем они соприкасаются: сотрудников, клиентов, партнеров...
Эта беседа здесь почти без редактуры.
Icon-1.pngАлександр Монастырев, президент холдинга «Монастырев и Ко»
Icon-1.pngФилипп Гузенюк, автор проекта «Счастье в деятельности»
Icon-1.pngМарк Кукушкин, бизнес-тренер, основатель компаний «ОТУМКА», «Тренинг-бутик».
Icon-1.pngЕвгений Щепин, автор книги-бестселлера «ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая все не так». 

Как увидеть свою эволюционную цель? Что это такое?
Александр Монастырев: Если кратко - улучшение качества жизни людей. Если конкретнее - каждому человеку важно реализовать свое предназначение. Вся вселенная это твой дом, а жизнь человека - это привнесение пользы вселенной. Одно из важнейших качеств человека - это реализация в деятельности. Через творчество человек создает продукты своей деятельности. Смысл жизни организации - это помочь создать такую корпоративную культуру при которой человек на рабочем месте реализовывал бы свой смысл жизни. Для этого его необходимо поддерживать, обучать, развивать. Я вижу две ценности смысла жизни человека - любовь и развитие. Корпоративная культура живой организации - создание условий для жизни в любви и развитии. Физическое развитие, эмоциональное, интеллектуальное, духовное, профессиональное, социальное.

Евгений Щепин: Мы не ставили задачи сформулировать цель, которая будет написана на стене, а мы будем существовать ради нее. За всю историю компании наша цель трансформировалась вместе с нами. Вначале у нас было 35 молочных киосков, и не было даже офиса, мы сидели на фудкортах, и основатель Андрей Кривенко всегда говорил о том, как мы научим москвичей есть качественные продукты. Я, человек более приземленный, хихикал, мол «ну-ну, несколькими-то лавками», но в душе всегда разделял эту цель. Со временем цель поменялась и появился «ВкусВилл». Сейчас мы для себя сформулировали цель так: «Дать возможность россиянам купить продукты с чистым составом в любом магазине страны». Если вы следите за нашей историей, вы увидите, как мы помогаем конкурентам. Например, «Перекрестку». В данном случае, через призму эволюционной цели это не странно. Мы принимаем у себя в гостях торговые сети «Ашан», «Пятерочка» и пр. Мы открываем цифры, потому что для достижения этой цели одного «ВкусВилла» уже недостаточно. Возможно, мы этого никогда не достигнем. Останутся магазины, наполненные фальсификатом, дешевой едой. Но у нас есть цель, и мы к ней идем. Нас иногда называют сектантами. У нас около 5000 продавцов, и не надо думать, что эти люди каждый день идут на работу с мыслью, «Ура, я иду менять российский ритейл». Конечно, это не так. Они идут работать за меньшие мотивы. Но глобально, то движение, в которое направлена компания, они разделяют. Им приятно, что не надо обманывать, воровать, продавать просрочку.

Вопрос: Бывают компании, которые создаются вокруг эволюционной цели, а бывает, наоборот, решает создать себе цель. Тут начинается давление цели?

Филипп Гузенюк: Моей бабушке 88 лет. Она инженер. Она в Питере кожевенный завод построила. В 90-е она вышла на пенсию. В этот момент все ее дело жизни вырезали автогеном и увезли на свалку. Все! У бабушки случился кризис жанра. Нет возможности реализации, пенсия, да еще и время смутное. Это длилось три года, а потом она нашла себя. Она «держит» высотный дом. Цветочки, лифты... Пожарники и СЭС звонят ей, а не в управляющую компанию. Она говорит: я живу, потому что я при деле. Энергия дается на дело: что ты можешь, а второе - это потребности мира: что от тебя нужно. На пересечении есть эволюционная цель.

Главный китайский вопрос, который русские тоже любят: Анахуа? Эволюционная цель - это в моменте способность на него честно себе отвечать. Что значит: честно? Я много работаю с сильными людьми, когда «анахуа» не понятно. Вчера было важно, а сегодня тебе это уже не важно.

Марк Кукушкин: Хайп эволюционной цели вошел в российский менеджерский словарь в значительной степени благодаря Лалу. Помните три отличительные особенности бирюзы? Самоуправляемость, целостность, эволюционная цель. Эволюционная цель начинается тогда, когда заканчивается цель цифр. «Ну, посижу я вечер на работе, ну, станет мой владелец на миллион богаче, ну, не увидит меня ребенок еще один вечер. А зачем?». Когда ты упираешься в полную бессмысленность и понимаешь, что есть движение вперед, а есть вверх. Эволюция - это про цель смыслов и мир. Ты либо в потоке, либо пуст. Эволюционная цель - это наблюдение за собой в путешествии. Она рождается, когда компания не может жить в логике цифр.
История: город миллионник, высотка, из окон видно весь город. Вечер. Все уставшие. Руководитель подзывает людей к окну, город светится. Он спрашивает: почему этот город светится?
- Энергетики работают.
- Да, потому что мы кредитуем энергетику этого города и у нас есть представление, как сделать так, чтобы этот город светился и электричеством, и людьми.
Когда работаешь, чтобы город светился, - это про эволюционную цель. Она меняется и растет вместе с организацией.

Александр Монастырев: То, что я рассказал, - это цель, которая родилась недавно. Я пришел в бизнес случайно в 90-е. Возникла внутренняя потребность сделать так, чтобы люди не умирали. Тогда не было лекарств вообще. Я решил, что кто-то должен обеспечить людей лекарствами. Это была цель того периода. И я ее выполнил. Потом мои сотрудники начали задумываться: «А что дальше?». И тогда мы собрались на сессию и вытащили из себя цель: улучшать качество жизни людей. Она была внутри, но превратить ее в слова мы смогли только в 2000 году. Тогда мы были сосредоточены на удовлетворение потребностей, клиентоориентированности, создании эмоций от покупки, направлены на сотрудников, чтобы им было комфортно. А сегодняшняя цель родилась два года назад в духовных практиках как осознание. Надо брать и взращивать новое общество в бизнес-организациях. С этой целью я вернулся в бизнес, снова возглавил его.

Вопрос: С чего внедрять живую организацию?
Марк Кукушкин: Я бы побоялся слова «внедрять». Оно опасно, так как вызывает протест. «Ну кого интересует твое мнение, когда речь идет о вопросах бессмертия, сказал Кощей зайцу, засовывая утку ему в задницу». Иногда происходят такие вещи и это про внедрение. Зачастую это покушение на личную территорию.
- Осчастливить людей ценностями - это аккуратный процесс.
Самые эффективные практики: отдать команде то, что она способна решать сама. Пусть сама решает, ради чего делает те или иные вещи.
- Про смыслы людей на рабочих местах: их важно поднимать снизу, просто спросить: «Как дела?».
- Перемена характера взаимодействия сверху вниз на горизонтальный. Любое совещание - короткая рефлексия: как вам было сегодня?

Евгений Щепин: Важно проследить, не по разные ли стороны находятся права и ответственности. Если даете ответственность, а права оставляете у себя - не заработает. Когда ты отдаешь ответственность, она не всегда совпадает с твоим мнением, и это нужно принять. У нас не на 100% самоуправление в магазине, но его гораздо больше. Есть масса историй, когда продавцы что-то накреативили и это нравится им и покупателям. Такое невозможно, когда есть жесткие стандарты. Но есть обратная история, когда при отсутствии контроля появляются бумажки на витринах: «Просьба яйца руками не трогать. Администрация». Но в нашей культуре покупателю нужно трогать яйца. А нам важно действовать через покупателя.

Александр Монастырев: Все начинается с подбора. Когда принимаете человека, смотрите, будет ли для него творческая реализация. Очень многие люди становятся профессионалами не в своей теме. Для них это просто работа. Берите тех, для кого это реальное жизненное предназначение. Оцените, насколько человека вдохновляет эта роль. А дальше в процессе работы проверяйте, в творчестве ли человек в каждый период времени? Если нет, надо менять роль. Не уходить, а искать себя в живой организации.

Филипп Гузенюк: Это вопрос из определенного мышления. Живая компания - это нечто такое, что можно внедрить. Видимо, есть правильные консультанты. Есть набор практик и инструментов.
История 1: Женщина-управленец, пришла в компанию и с сотой строки рейтинга поднимает ее в тридцатую. Такой уровень управленцев. Что она говорит: я прихожу в компанию и вижу: там все не так. Они закрытые. Хочется что-то с ними делать. Тогда я беру зеркало и начинаю работать над собой. Живая организация - это способ мышления и логика действия собственника. Бирюза - это доверие и контроль на максимуме. Это парадоксы. Если ты ими не мыслишь, ты не можешь это сделать.
История 2: В Австралии есть лучшее рекламное агентство. Основатель решил: я не могу больше тратить свою жизнь на то, чтобы заставлять людей покупать больше вещей, которые им не нужны. Тогда он сделал лучшее агентство по зеленому маркетингу в мире. Он пришел к тому, что не получается сделать самоуправление, если оно само не вырастает из собственника. Кто-то читает книгу, делает под копирку и не работает. А другие сами что-то на коленке собирают, а потом почитали книжку и узнали, что это называется бирюзовые организации.

Марк Кукушкин: Не внедряется а растет, сначала из личности первого лица. Каждый владелец задает себе вопрос: а достаточно ли оно сейчас автономно от меня? Пока мы в мире еще видим мало примеров, где человек, породивший живую компанию, отойдя от управления, смог сохранить эту историю. Это очень долгая материя. Известны истории, когда бирюза отторгается.

Вопрос: Как сформулировать эволюционную цель, чтобы она отзывалась у каждого и помещалась в голове?
Филипп Гузенюк: Я кайфую, как это делает Борис Дьяконов. У них есть формулировка «Банк для предпринимателей». А дальше он выходит и говорит: вы знаете, что такое банк? Читайте по губам: банк - это геморрой для бизнеса. Потрогайте, в чем вы одеты. В создании предмета вашего гардероба приняло участие 200 человек. Они не спали ночами, продали свои квартиры, вложили все в бизнес и теперь у меня есть рубашка. Так вот, мы делаем их жизнь проще. Если бизнесмен лично пришел к нам, значит, мы уже плохо работаем... Он вообще не должен о нас думать. Борис рассказывает истории про один простой тезис - и все становится понятно.

Марк Кукушкин: Нет оптимального размера. Надо вместе с людьми это кристаллизовать. Опасно «родить» для них, здорово «родить» вместе с ними.

Вопрос: Как интегрировать цель на разные команды?
Евгений Щепин: «ВкусВилл» выбрал направление - идти за клиентом. Как только ты это понимаешь, все идет как по маслу.
Марк Кукушкин: Здорово пойти от некой личной эволюционной цели. Я сам про что? А второе, когда ты понимаешь, что твои компании - это не ты. Они имеют свою душу. С ней нужно вести диалог.

Вопрос: Какой самый эффективный инструмент быстрого перехода от одного уровня к другому?
- Быстро никак.
- Ответ находится внутри.
- Эволюционная цель - это эмоциональная история. Ты сразу чувствуешь «правильно-не правильно».

Хотите узнать про самоуправление больше? У нас есть емкий и максимально практичный курс. Жмите картинку. 

photo_2020-09-28_18-55-00.jpg



Хотите участвовать?

Мероприятие

Отправляя это сообщение вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Другие статьи этой рубрики

Лидерство Будущего

Позитивная трансформация корпоративной культуры

25 декабря 6972

Свое выступление на форуме Константин Лашкевич начал с демонстрации этого фото. А потом провел зажигательную зарядку. Зарядил 300 человек позитивом и бодро рассказал, как из жесткого менеджера он превратился в позитивного, и как это повл...

Лидерство Будущего

Завод без начальников История, которой 40 лет

25 декабря 8245

«Я не безумец, я не лжец, то, что я расскажу, очень просто и очевидно и, возможно, это перевернет ваше представление о самоуправлении», – так начал свое выступление Жан Франсуа Зобрист, когда рассказывал на встрече сообщества «Бизнес со ...

Лидерство Будущего

Что оставим нашим детям. Как управлять экологией предприятия

25 декабря 6736

«Буше» – это места для еды, общения и вдохновения. Это 34 пекарни в Санкт-Петербурге и Москве и собственное производство. «Городские и современные» – так они говорят о себе, такие люди приходят к ним на чашку кофе с ароматной выпечкой. Д...

Лидерство Будущего

Как справиться со всем и сразу Женский разговор на вечную тему

25 декабря 6142

Этот текст - откровенный разговор трех потрясающих женщин. Тех, кто по собственному желанию совмещает несколько важных и непростых ролей: мамы, предпринимателя, человека с активной жизненной позицией... Тех, кто каждый день балансирует м...

Лидерство Будущего

Как увидеть свою эволюционную цель Разговор на форуме «Бизнес со смыслом»

25 декабря 6017

Это был интересный содержательный диалог на одном из бизнес-казино форума «Бизнес со смыслом». Копнули глубоко, ушли в смыслы и поняли, что, какими бы разными ни были внутренние посылы, цели и мечты, все их ведет к счастью. Не только лич...

Лидерство Будущего

«Бизнес со смыслом» - зачем нам это

25 декабря 6923

«Я никогда не хотел быть предпринимателем. Я и сейчас не чувствую себя бизнесменом. Я консультант. А бизнес - это лишь инструмент, позволяющий делать то, во что верю». Сергей Бехтерев. Знаете, создавать сообщество там, где заинтересован...