На первом этапе важно заинтересовать сотрудников, вызвать у них интерес в отношении предмета формирования правил игры. Ведь в большинстве случаев отношение сотрудников неосознанно определяется навязанными правилами игры внешней культуры и считается сотрудниками нормальным! А если кто-то считает свое отношение нормальным, он не будет его менять.
Поэтому важно ввести единую систему координат, описанную выше. Мы это делаем, проводя презентацию с помощью клейкой стены и рассказывая о каждом пункте подробно, со своими примерами и притчами.
Рис. 1. Рассказ о шести основных видах отношений сотрудников к организации
Эти рассказы проходят для сотрудников очень непросто. Сотрудники оценивают и узнают себя — понимают, что их поведение далеко от лояльного. Многие краснеют, кто-то делает вид, что надо срочно позвонить и стремглав вылетает из аудитории. В общем, после окончания презентации многие участники тренинг-сессии заинтересованы в том, чтобы узнать, что надо сделать, чтобы изменить свое собственное отношение к организации.
Теперь, когда система координат задана, нужно вовлечь участников. Самым простым и эффективным способом вовлечения является совместный анализ. Например, мы просим участников взять метку для голосования и анонимно (это очень важно!) отметить свое типовое отношение на данный момент к организации. После голосования результаты могут выглядеть вот так:
Рис. 2. Результаты анонимного голосования о своем текущем отношении к организации
Так же голосование можно провести символично, в виде схемы. Тогда голосование можно проводить не анонимно, но одновременно, чтобы не было времени посмотреть, кто как проголосовал.
Рис. 3. Результаты голосования «Где вы сейчас в отношении понимания цели организации?»
Теперь участники видят текущее положение дел и готовы его улучшать.
Теперь нужно, чтобы группа осознала текущее положение как точку отсчета для дальнейшего улучшения. Важно обсудить результаты голосования, кто и что думает по этому поводу.
Рис.4. Обсуждение результатов голосования
Важно, чтобы большинство высказались, считают ли они нормальным такое соотношение. Важно рассказать о том, какое отношение должно быть в сильной корпоративной культуре (подробнее см. п. 4.6.), и попросить каждого высказаться, готов ли он быть частью проекта улучшения. Важно, чтобы большинство почувствовало, что отношение нужно менять и «работать по-старому теперь не получится».
Самый простой способ улучшить отношение сотрудников к организации — этот вовлечь их в процесс улучшения корпоративной культуры, процесс повышения управляемости организации. Ведь организация — это ее сотрудники. Каждый формирует корпоративную культуру компании.
Формула улучшения очень проста: «Договоритесь и сделайте». Важно сформировать у всех членов команды единое видение будущего результата и обязательно добиться его выполнения. Когда сотрудники смогут ощутить, что они смогли договориться и сделать, смогли чего-то вместе достичь, они начнут улучшать свое отношение к организации: тот, кто саботировал, станет сопротивляющимся или исполнительным, а тот, кто просто исполнял — станет лояльным.
Перечислю темы, которые мы используем для улучшения отношения сотрудников к организации:
и любые другие командные сессии формирования общих правил игры с обязательным и последующим внедрением их в практику.
Рис. 5. Команда, участники которой формируют новые правила игры
После того, как план сформирован и все понимают, что конкретно должно быть сделано, можно переходить к распределению ответственности. Очень важно не путать местами 4 и 5 этапы, как это, увы, часто бывает. Людям гораздо проще сначала ответить на вопрос, что в принципе должно быть сделано для достижения поставленной задачи, а потом уже распределять ответственность. Сначала добровольно, потом уже по указанию руководителя с его корректировкой сроков.
После того, как станет понятно, что делать и кто это будет делать, наступает этап регулярного менеджмента. Регулярная постановка очередных задач в соответствии с планом, контроль, координация, обратная связь.
Сила корпоративной культуры определяется тем, насколько команда лидеров организации способна достичь поставленные цели, обеспечить работу сформированных правил, выполнить запланированные задачи (подробнее читайте в статье «Формула силы власти»).
Рис.6. Одна из команд, участники которой смогли договориться и сделать
После того, как результат достигнут, можно провести анализ текущего уровня отношения каждого сотрудника к организации, например, с помощью визуального анализа. И если до этапа формирования договоренности уровень тех, кто понимает путь и идет к достижению цели, был 6 человек, то теперь их число — 14! Число лояльных сотрудников увеличилось!
Рис. 7. Анализ изменения отношения к организации в конце тренинг-сессии
- см. синие метки оценки участников в конце сессии
Мы будем рады обсудить с вами нашу методологию, ее применимость к вашей организации, предоставить вам дополнительный материал для формирования сильной корпоративной культуры вовлеченных сотрудников!
Слово экспертам
Портретное интервью с Игорем Олеговичем Вагиным
Игорь Вагин - бизнес-тренер, преподаватель Высшей международной школы бизнеса при Правительстве РФ, профессиональный фасилитатор. Входит в ТОП-5 лучших тренеров России
Слово экспертам
Вместо винтиков – живой организм. Пошаговый алгоритм создания самоорганизующейся и саморазвивающейся команды
Создавать команду - задача не только рабочая. Это нужно и в семье, и в любой ситуации, когда надо сплотить вокруг одной цели людей, которые прежде не взаимодействовали. Но есть алгоритм, который позволяет сделать так, чтобы лю...
Слово экспертам
Список книг для бизнес-тренеров
Слово экспертам
Книги со смыслом
Основатель, генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед», интеллектуал и эрудит Денис Котов рассказывает об информационной среде и делится с читателями БСС книгами, которые научат управлять смыслами.
Слово экспертам
Что такое самоуправление? Даг Киркпатрик
Самоуправление – это организационная структура, при которой отдельно взятые люди свободно и самостоятельно выполняют традиционные функции управления (планирование, организация, координация, набор кадров, руководство, контроль) бе...
Слово экспертам
СКРАМ или КАНБАН: что выбрать?
Одно из часто встречающихся в бизнес-среде заблуждений связано с так любимой мной темой проектного управления.