В конце 2015 года в мировой медицинской общественности произошло знаковое событие – была впервые распечатана щитовидная железа мыши. Все хорошо, мышка жива и сейчас. Особенно отрадно, произошло это не где-то з океаном, а в России – в компании «3D Bioprinting Solutions», основателем которой является компания «Инвитро». Здесь не пустые слова – понятия «корпоративная культура», «миссия», «цель». Они понимают своего клиента и не стараются «залечить», чтобы получить побольше разовой прибыли. Огромное внимание уделяют развитию персонала – причем, не только ТОП-менеджеров, но и медсестер, оценивая по достоинству труд и значимость среднего медицинского персонала. Наверно, поэтому люди за 20 лет научились верить компании. У «Инвитро» большая, но контролируемая франчайзинговая сеть – не только в России, но и за рубежом. Как удалось построить такую сильную систему и не просто «выживать», а развиваться, Виктория и Сергей Бехтеревы поговорили с Виталиной Левашовой – HR-директором компании. Она в 2015 году удостоена звания лучшей в своей профессии в СНГ.
- Медицинский бизнес – очень непростой. Здесь, увы, зачастую есть тонкая грань между «лечить» и «выманивать деньги». Как «Инвитро» удается работать так, чтобы помогать, оставаться человечными и при этом развивать бизнес успешно?
- Мы точно знаем, что если относиться к клиентам по-человечески, они захотят возвращаться именно к нам. В «Инвитро» мы строим медицину с человеческим лицом. Важно, чтобы не какой-то вынужденный фактор подгонял пациентов в сторону медицинского учреждения, а четкая ассоциация, что «Инвитро» – это доверие. Плюс - огромное значение в компании уделяется, например, работе над ошибками. Только так можно ошибаться меньше.
- А как работаете и как узнаете о них?
- Изначально действует непреложное правило, что ошибки нельзя скрывать. Еще давно, в начале 2000-х, в «Инвитро» даже давали премии за ошибки. Как бы это ни звучало, но коллектив знал, что если человек совершил какой-то промах, но не побоялся признаться, его за это могут наградить. Возможно, звучит для кого-то несколько эпатажно, но это сработало.
Мы считаем, что обязательным является разбор кейса от начала до конца. Стараемся детально рассказать обо всех тонкостях процесса, приглашать к диалогу не только лояльных, но и самое главное – недовольных клиентов: показывать им, как работает система, что, конечно, бывает и человеческий фактор, но мы стараемся его минимизировать за счет автоматизации процесса, работы с персоналом.
- Мы знаем, что у «Инвитро» есть своя высшая медицинская школа. Причем, в ней учатся не только сотрудники компании, но и другие медицинские клиники и лаборатории. Как ее создали? И вообще - получается, сознательно растите конкурентов?
- Действительно, изначально школа создавалась с целью поддержки основного бизнеса «Инвитро» – мы организовали свою высшую медицинскую школу как учебный центр компании. Потом наработали компетенции в области работы со средним персоналом. Вот здесь я хочу отметить, какое значение в «Инвитро» придется именно медицинской сестре. В компании все знают, что они – наше главное звено в бизнес-идее. Мне кажется, в российской системе здравоохранения роль медсестры недооценена. Но вопреки этому, есть официальная статистика и экспертные мнения, что в случае качественной работы среднего медицинского персонала труд врача минимизирован. Он на две трети зависит от медсестёр – их профессиональных компетенций и, что не менее значимо, коммуникативных и человеческих качеств. Вот в это мы вкладываемся последние девять лет, и почти четыре года занимаемся не только обучением своего персонала, но выступаем в роли дополнительного профессионального образования для повышения квалификации медицинских работников России.
- Получается, что вы не только развиваетесь сами, но и помогаете рынку развиваться?
- Мы вообще считаем, что если рынок будет развиваться быстрее, то и мы на нем сможем сделать больше. Ведь всегда интереснее работать с сильными конкурентами.
- Вы в 2015 году получили звание лучшего HR-директора СНГ. Такое звание просто так не дают. По моему мнению, по HR-менеджеру обычно судят о силе организации. Это в основном функциональный менеджер, контролирующий вопросы приема персонала, адаптацию, развитие. Как в компании устроено взаимодействие административных и функциональных менеджеров?
- Дам банальный ответ: весь секрет в едином понимании целей. Вот если оно есть у всех членов команды: кто, что и зачем делает, тогда работа будет слаженной и гармоничной. Но если же каждый занимается своим участком и применяется к этому собственное понимание, здесь HR-директор будет даже лишним звеном. Задача HR-специалиста в моем понимании – выстроить коммуникации таким образом, чтобы добиться разделяемого понимания всеми – целей, задач, их провязки между функциональными подразделениями. Это такой своеобразный запуск шестеренок, чтобы одна заходила в другую. Задача в большей степени даже эмоциональная, чем рациональная, и здесь нельзя ограничиться только написанием регламентов. Во всяком случае, в «Инвитро» контакт устанавливается на эмоциональном уровне – в парах, тройках и далее, пока не добьемся единого понимания всех компании. Когда какой-то один элемент системы начинает рваться вперед или отставать, рвется вся цепочка. Поэтому самое главное – сбалансированная работа всех элементов. Эта тонкая настройка, которую как раз, в первую очередь, специалист по HR должен чувствовать. Сейчас у нас проходит съезд HR-специалистов всех стран и городов присутствия «Инвитро». Вместе мы выяснили, что на первом месте в нашей работе – энергия, драйв и как раз интуиция. Безусловно, важна мудрость, чтобы гасить пожары и принимать важные решения, но без личной энергетики никуда.
- Что для вас командная работа? Какое место она занимает в компании?
- Могу сказать, что появилась она вместе с созданием компании, то есть в 1995 году идеология создана Александром Островским (генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро» - прим.). Знаете, я абсолютно разделяю позицию что бизнес –проекция личности. «Инвитро» – конкретная проекция личности конкретного человека, Александра Островского. На его силу личности «слетелась» команда, которая работает у руля по сей день. Я думаю, мощь нашей команды в том, что костяк вместе больше 12 лет. Конечно, мы растем и расширяемся, но основной состав неизменен долгое время. Еще раз повторюсь, наша сила в том, что в компании никогда не наказывали за ошибки. Более того, стремление что-то попробовать поощряется – даже когда в итоге не получалось. Если руководитель видит и знает, что у сотрудника не получится, но он хочет попробовать, надо дать попробовать, дать получить собственный, пусть и иногда негативный опыт. Можно было бы думать, что за 20-летний опыт работы компании, уже накоплен достаточный багаж, чтобы просто передавать его, предлагать коллективу просто пользоваться шаблонами. Только нам так не интересно. Важно, чтобы человеческий драйв и потенциал использовались в развитие. Исходя из практики, в нашем случае только два эксперимента из десяти закончатся успешно, но мы сознательно идем на то, чтобы эксперименты проводились, пусть даже восемь просто останутся в багаже жизненного опыта компании.
Вот пример. Полтора года ценой неимоверных усилий и затрат мы пытались запустить на рынок отличную программу МВА в медицине совместно с Высшей Школой Экономики – отличный преподавательский состав, проработанный контент. Но программа оказалась рынку не нужна и не востребована. А для нас это опыт. По итогам много новых знаний и партнёров. Мы знаем, это было нужно, чтобы еще продвинуться вперед. Надо было пройти этот этап, ошибиться и пойти дальше. А в итоге с учетом приобретенного опыта выйти на другие проекты, которые получаются.
- Мы нередко приводим Вашу компанию в пример на тренингах, и ни разу в ответ не услышали: «А кто это?». Есть ощущение, что «Инвитро» лаборатории представлены везде. При такой сети франчайзи, как контролировать качество из Москвы? Быть хорошим менеджером в отличной компании и контролировать качество работы франчайзи – две большие разницы. Как вы добиваетесь своих качественных показателей?
- У нас в приоритете несколько элементов. Первое – взвешенный и осознанный подход к выбору партнёров. Мы очень рады франчайзи – прекрасно, когда предприниматели инвестируют в медицину. Но уже на этапе переговоров и подписания договоров важно понимать, насколько предприниматель ответственен и понимает, что такое работа в этой отрасли, и насколько она отдает себе отчет, какая это социальная, гражданская, и персональная ответственность. Второй момент – обучение: постоянное, непрерывное, контролируемое. Третий пункт – работа отдела методологии и контроля качества предоставления услуг в розничной сети. Боевая группа из 15 человек, которые постоянно колесят по городам присутствия наших лабораторий, совершают контрольные закупки. Это нам позволяет быть в курсе. Наконец, обратная связь. В «Инвитро» отдельная группа человек из 25 работает с отзывами – причем, не только те, которые оставляют пациенты на портале, но и во всех Книгах жалоб и предложений. Также есть система контроля отзывов в соцсетях. Задача – не просто «отловить» такие отзывы, но и провести расследование, детально понять, в чем суть недовольства, если речь о негативном высказывании. Стараемся максимально «размотать» каждый случай. Нашли ошибку – надо ее признать и компенсировать, если возможно. Если же ошибки не было (к нашей радости, это бывает в большем числе случаев), но пациент остался недоволен, надо показать и пояснить, как обстояли дела, рассказать про процесс и сгладить негатив. Отзывы помогают нам исправлять ошибки и совершенствовать процесс работы. Когда Александр Юрьевич Островский спрашивает, когда мы придем к моменту, что ошибок и негативных отзывов не будет совсем, я говорю – никогда, иначе мы останемся никому не нужны. Уверена, что в этом наш непрерывный процесс развития и улучшения.
- Контроль качества – это, разумеется, важно. Но совсем другое – корпоративный дух, идеология, единая эмоциональная привязанность. Как удается обеспечить единую культуру?
- Это надо понять «на входе». А дальше вкладываться и развивать. У истоков франчайзинга «Инвитро» стоял Сергей Амбросов, это его проект, его достижение, его детище, и он знает об этом больше других. Мы считаем, что во франчайзи надо обязательно вкладываться. Не только в рутине обычной деятельности, но в организации специальных мероприятий. У нас, например, каждый год проходит в специальном формате встреча с франчайзи. И каждый раз стараемся придумать что-то объединяющее, интересное. В 2015 году была регата – это драйв, командный дух, то есть ровно те эмоции, которые хотим, чтобы были в нашем общем бизнесе.
- Где вы берете «своих» людей? Как ведется отбор?
- Конечно, в первую очередь, основываемся на базовых профессиональных требованиях, это как «гигиенический» фактор. Разумеется, обращаем внимание на соответствие нашим ценностям. В моем понимании это единственное, что нельзя изменить. Можно дополучить знания, что-то поправить и наработать, но ценности - отношение к людям, забота о репутации компании, личная ответственность, стремление к совершенствованию – то, что обязательно должно быть у наших кандидатов. На любую позицию.
- Что Вы читаете и рекомендуете коллегам?
- Помимо профильной литературы для каждого звена, у нас есть несколько хитов. Большой популярностью пользуется Адизес – его типология руководителя и все, что с этим связано. Кроме того, любим все, что связно со взглядами на «Стратегию голубого океана» и т.д. На самом деле простор для фантазии не ограничен. У нас есть совместный проект с издательством «МИФ» – корпоративная библиотека, они регулярно присылают нам книги. Вообще это процесс, в который тоже вовлечены сотрудники. У меня есть идея сделать полки, где будут стоять книги с фамилиями тех, кто это рекомендует. И периодически проводить перестановки. Думаю, это отличный интерактив, захватывающий весь коллектив.
- За окном кризис. При этом вы растете и развиваетесь. Например, недавно распечатали щитовидную железу мыши, которая и сегодня жива. А мышка, как известно, млекопитающее. Получается, вы двигаетесь впереди планеты, несмотря на кризис. Какой совет можно дать современным предпринимателям, которые боятся в такой непростой период делать шаги?
- Конечно, надо смотреть на то, что происходит за окном. Но обязательно надо верить в то, чем занимаешься, верить в будущее, видеть перспективу. Важно помнить, что многое зависит от тебя самого. Не от погоды, не от настроения, не от окружающих. Будущее начинается с тебя –таково мое пожелание. В «Инвитро» мы этим живем и пропитываем многотысячные коллективы таким подходом. Под брендом работает восемь тысяч человек, если все они эту истину примут, если получится донести ее до многих, можно изменить в медицине пусть и не многое, но очень важное.
- Какой Вы видите нашу страну в будущем?
- Разумной, стремящейся развиваться, уверенно смотрящей в будущее.
- Давайте завершим наше интервью коротким блиц-опросом. Что для Вас корпоративная культура?
- Это эмоции.
- А ценности?
- То, что обязательно и что невозможно нарушить.
- Что такое идеология?
- То, что объединяет людей вместе.
- Главные ценности компании?
- Люди, репутация, ответственность, предпринимательский дух и оптимизм.
- Что такое «бизнес со смыслом»?
- То, что приносит пользу удовольствие.
Слово экспертам
Мыслить как стратег: 7 простых техник пробуждения инновационного мышления
Когда ваши коллеги, а, возможно, и вы сами настроены скептически. Или, когда кажется, что развитие организации или ваша собственная карьера зашли в тупик. Очень сложно в таких случаях "мыслить инновационно", "видеть новые возмо...
Слово экспертам
15 книг, которые изменили мой взгляд на то, как управлять энергией и прожить долгую полноценную жизнь
Слово экспертам
Как работает agile на государственном уровне
Agile придумали практичные программисты. Они вовремя поняли, что идеальные продукты создают команды самостоятельных профессионалов, которым не нужны регламенты, руководители-контролеры и четкие последовательные процедуры работы. В этих к...
Слово экспертам
Книги о бизнесах со смыслом
Слово экспертам
Как подготовиться к публичному выступлению/семинару/тренингу с помощью технологий майнд-менеджмента
В этой статье мы дадим единую технологию для подготовки к любому публичному выступлению, семинару или тренингу с помощью одной из технологий майнд-менеджмента — построение интеллект-карт в программе MindJet.
Слово экспертам
Дамир Халилов: где размещать рекламу
Дамир Халилов - человек, сумевший безошибочно уловить будущее мирового маркетинга, когда многим оно еще казалось нереально фантастичным. Он основал первое в России SMM-агентство в 2006 году. Тогда, по данным ассоциации коммуникационных а...