Смогут ли самоуправляемые («бирюзовые») компании пережить кризис, связанный с пандемией?..

Опубликовано в № от 19.01.21
Без предисловий.
Мало кто выйдет из этого кризиса покрытым толстым слоем шоколада. Хотя… кому-то, наверняка, удастся. «Бирюзовые» точно переживут его легче – и финансово, и морально. Уже сейчас видно, что они лучше держатся на плаву, чем многие другие на этих же рынках. У них есть несомненные преимущества – гибкость и открытость.

Сергей и Виктория Бехтеревы

Им не нужно неделями согласовывать заявку в специальной базе с десятками контролеров сверху, чтобы запустить доставку горячего кофе. Они просто в моменте договариваются и делают.
Им не нужно собирать совет по стратегическим антикризисным мерам, прописывать новые политики и пересогласовывать бюджет, чтобы принять решение о проведении онлайн-тренировок на время самоизоляции. Они просто адаптируют сайт и запускают новый продукт.

Уже в первые недели «каникул» видно, как самоуправляемые ребята находят нестандартные пути, тогда как на соседней скамейке аналогичные бизнесы сворачивают удочки.

Сама суть самоуправления помогает быстро находить антикризисные решения.

Да, у них тоже падает прибыль, и людей, бывает, сокращают, и зарплаты режут, и от «жира» отказываются. НО! Меньше, легче и мягче. Они все же сохраняют бизнес в жизнеспособном состоянии. А некоторые еще и растут прямо в момент кризиса. И почти все они вырастут сразу после, потому что новый опыт превратится в крепкое направление бизнеса.

Как они это делают?
Это в ДНК вшито. Поехали по конкретике.

Icon-1.pngВзрослые люди
Им не нужны распоряжения и контроль. Они сами понимают, что в кризис кофе в офис можно покупать попроще, а в «горячие» дни начальнику не зазорно помыть пол в холле. Примеры утрированные, но суть ясна. Они видят важное дело и подхватывают без команды «сверху». И эта кадровая история не про то, что компания может себе позволить взять лучших людей на рынке за большие деньги. Их такими сделали, наделив доверием и ответственностью. Классический директивный менеджмент формирует сотрудников «как бы чего не вышло». Самоуправление – «нам не все равно».
В кризис осознанность каждого и желание работать на 200% особенно важны. У них это уже есть.

Icon-1.pngЭффективные процессы
Если процесс г*но, его меняют. Каждый, кто видит трабл, озвучивает его. Правила пишут те, кому их исполнять. Ну, логично же! Если вдруг понадобилось доставлять заказы за 2 часа, а не за сутки, а система не дает – надо быстро менять систему. Пока косные тоталитарные «достучаться до небес» перепишут политики и спустят их исполнителям, самоуправляемые живчики уже все изменят, протестируют, улучшат и займут рынок. А инициаторы улучшений еще и премию получат.
В кризис быстрые реакции спасают бизнес.

Icon-1.pngНет паразитов
Обычно именно они не создают реальной ценности, но при этом искусственно раздувают степень своей важности. Юрист-паразит один раз составит идеальный договор и будет футболить продажников с клиентскими формами. И плевать ему на возможные срывы сделки. Юрист вовлеченный не поленится прочесть клиентский договор, составит протокол разногласий и поможет провести переговоры, чтобы сделка состоялась. Обычно больше всего паразитов среди руководителей. Самоуправляемые ребята умеют обходиться почти без них. «Бирюзовые» менеджеры не управленцы, а скорее наставники и лидеры. 40% ФОТ обычной компании – з/п руководителей. «Бирюзовые» ребята неплохо экономят.
В кризис – хорошая возможность оптимизировать ресурсы, как финансовые так и человеческие.

Icon-1.pngНе тратят времени на интриги
Эта история вообще не про «бирюзовых». Нет начальников – нет управленческой борьбы. Людям не все равно, здесь каждый заинтересован в успехе других. Нет страха: «а вдруг по шапке прилетит», значит, можно поделиться напряженностями, вместе найти лучшее решение. Открытость порождает инициативность.
Свежие идеи в кризис могут стать спасательным кругом. Чем больше и честнее люди разговаривают друг с другом, тем больше хороших решений рождается. Тем больше нужных улучшений творится руками всех.

Icon-1.pngНет бюрократии
Знаете, сколько ярких идей гаснут на мысли: «надо согласовать»? В некоторых компаниях почти все. В обычных - больше половины. Людям проще их не озвучивать, чем проходить эти круги ада. А «бирюзовые» озвучивают, устраивают мозговой штурм, принимают и быстро реализуют. Шлагбаума-то нет.
В кризис лучше сделать быстро, протестировать и скорректировать, чем месяцами мусолить согласования и рассуждать: «А как это будет работать?»

Icon-1.pngНет контроля, нет KPI
Есть доверие, да. Но главное – есть полная прозрачность. У «бирюзовых» мощно выстроена электронная система сбора данных. Они могут мониторить сотни метрик в режиме реального времени, моментально реагировать на изменения. Потому и контроль не нужен, и KPI не важны. Пока в обычных компаниях люди, в погоне за личными KPI, хитрят и жульничают, в «бирюзовых» – без страха смотрят на реальную картину и совершают полезные действия.
В кризис особенно важно понимать, что происходит с бизнесом и как каждый может повлиять на улучшения.

Icon-1.pngПонимание «Зачем?»
У каждого в команде есть понимание миссии компании, чувство общей цели. А еще есть своя личная большая цель, и она не про эго и большие деньги, она про реализацию себя и своего предназначения. Как думаете: если люди на 100% счастливы быть здесь, если они получают огромную энергию от того, что делают, и с радостью идут на работу, будет ли им все равно, что происходит с компанией в кризис? Позволят ли они компании разориться?
М-мотивация. Личная. Каждого. Огромная энергия, за которой – бешеная созидающая сила.

Вот поэтому «бирюзовые» выйдут из кризиса в худшем случае с минимально возможными потерями, в лучшем – с хорошим ростом. Мы это уже видим во всех сферах: кафе и рестораны, праздники, спорт, одежда и продукты, производство и медицина и многое, многое другое.

Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Алгоритмы успеха По мотивам тренинга Радислава Гандапаса

19 Января 588

Радислав Гандапас - самый популярный бизнес-тренер в России. Он рассказывает о сложном и многогранном просто и понятно. Начинаем серию статей по мотивам материалов Радислава, разумеется, с согласия и при участии автора. Сегодня – «Алгори...

Слово экспертам

Партнерство – дело тонкое опыт адвоката

19 Января 860

Бизнес-партнеры. А они точно вам нужны? Вы уверены? Может, еще раз подумать? Дмитрий Гриц, адвокат, специалист по партнерским соглашениям, рекомендует много и крепко подумать, прежде чем делить бизнес. Профессиональный опыт позволяет ем...

Слово экспертам

Как быть счастливым на работе

19 Января 863

Мировые исследования компании Gallup, миллионы респондентов из разных уголков планеты. Итог: 87% людей не любят свою работу. 17% людей работу ненавидят. То есть дело, которым они занимаются каждый день по 8-10 часов, - это послед...

Слово экспертам

Кого сейчас оставить в команде: как определить?

19 Января 1001

Алгоритм, актуальный во все времена. По каким критериям мы принимаем решение о расставании: Отсутствие результата Недостаток компетенций «Кислотность» сотрудника для коллектива – «Достал всех, су№%*ок!» НО! Самый в...

Слово экспертам

Сторитейлинг в бизнесе

19 Января 816

Есть истории, известные всему миру. Успех многих брендов сегодня в том, что приобретение их товара - это прикосновение к истории, которая так поражает воображение. Знаете, с чего консультанты «Мэри Кей» начинают свое общение с новичками?...

Слово экспертам

Мир, как зеркало, или что такое психологическая тень

19 Января 762

“Тень” - это один из фундаментальных механизмов работы психики человека. Я не знаю, почему это так работает, и как это сформировалось. У всего в природе есть своя роль. Мне было бы интересно в этом разобраться, но речь пойдет не об этом....