Этика коммуникаций I. Дресс-код

Опубликовано в № от 16.04.24

"Ребята уже успели понять, что Эндер может быть груб с армией в целом,

но с отдельными солдатами он всегда внимателен, терпелив,

повторяет объяснения столько раз, сколько необходимо,

дает советы и готов до бесконечности высушивать жалобы и вопросы.

Правда, попытки пошутить с ним не нашли отклика и быстро прекратились.

Он все время оставался командиром.

Не напоминал, что он - командир, а просто был им"

"Игра Эндера" Орсон Скотт Кард


"Стиль позволяет нам чувствовать себя комфортно в своем теле"

"Искусство жить просто" Доминик Лоро

"Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими

есть приведение в совершенство воспитания."

"Служба и дружба - две параллельные линии: не сходятся"

А.В.Cуворов

  1. Виды корпоративных коммуникаций
  2. Дресс-код
  3. Деловая переписка
  4. Этика телефонного общения
  5. Правила субординации
  6. Совещания
  7. "Внерабочее" общение
  8. Книги из нашей корпоративной библиотеки по теме.

Как связано формирование правил игры и этика коммуникаций? Для меня напрямую. Знаете по каким внешним индикаторам мы быстро и всегда безошибочно определяем состояние корпоративной культуры (а значит и силы власти) в организации?

  • внешний вид секретаря (одежда, прическа, макияж)
  • речь секретаря
  • внешний вид сотрудников
  • состояние туалетов
  • как сотрудники общаются между собой
  • как проходят совещания
  • как в компании принято отдыхать
  • письма сотрудников компании

В долгосрочной перспективе эти индикаторы коррелируют с положением компании на рынке и отзывами клиентов и партнеров. Давайте вместе с вами проанализируем текущее состояние этики коммуникаций в вашей компании.

1. Виды корпоративных коммуникаций

Для начала предлагаю разобраться с теми разновидностями коммуникаций, о которых пойдет речь. В любой компании существует большое количество коммуникаций. Их все можно разделить на следующие виды:

  • Удаленные коммуникации с помощью переписки (почта, скайп, корпоративные чаты, форумы, порталы).
  • Удаленные коммуникации по телефону, звонки по скайп, вебинары, видеоконференции.
  • Очные коммуникации один на один (наставничество, встречи в коридоре, общение в командировках)
  • Очные коммуникации более двух человек (совещания, планерки, собрания, летучки, конференции)
  • Проектные встречи (старт проекта, промежуточные встречи, ретроспектива проекта)
  • "Внерабочее общение" (корпоративы, праздники, вечерние посиделки в ресторане)
  • Обучение (тренинги, семинары, киноклубы, книжные клубы)

Как видите, любое общение сотрудников и менеджеров компании относится к корпоративным коммуникациям. В этом смысле роль менеджера такова, что он всегда остается менеджером, даже в аэропорту, в ресторане и в лифте. При этом менеджеру важно помнить о том, какую функцию он при этом выполняет: начальника (Что мы делаем? Куда и зачем идем? Энергетизация команды целью), управленца (Как? Регламентация и аудит), объединителя (Что в компании принято? Что не принято? Ценности компании. Развитие персонала), руководителя (Что сделать? Контроль и делегирование задач. Координация). Подробнее об этих функциях вы можете прочитать в статье Сергея Бехтерева.

О функциях и задачах в каждом из выше описанных видов коммуникаций пойдет речь в этой и следующих статьях цикла.

И начнем мы с самого, на мой скромный взгляд, показательного и простого в управлении - внешнего вида сотрудников.

2. Дресс-код

- один из самых простых в использовании и сильных в действии инструментов менеджера. При этом нередко этим инструментом пренебрегают. На входе в компанию я всегда с любопытством рассматриваю то, как одет секретарь и проходящие мимо сотрудники. Как правило, это позволяет мне за несколько секунд сделать вывод об уровне исполнительской дисциплины и отношении к правилам игры в этой конкретной компании.

Несколько лет назад был у нас любопытный опыт ведения переговоров с одним из российских банков. Запрос был простой: Председатель правления попросил нас провести курс обучения для менеджеров компании. Цель обучения: научить менеджеров управлять, повысить количество выполняемых в срок проектов и задач, улучшить ситуацию с качеством обслуживания. При этом секретарь была в очень короткой кожаной юбке и откровенном топе, сотрудники были одеты очень разнообразно, на стене висел календарь с откровенными фотографиями сотрудниц. Топ-менеджеры были в костюмах, но я не увидела ни одного менеджера среднего уровня или линейного менеджера не только в костюме, но хотя бы аккуратно и опрятно одетого. Было ощущение расхлебанности и небрежности в одежде. Надо ли объяснять, что в такой ситуации говорить о дисциплине нет смысла?

Или другой пример: наш постоянный давний клиент из Владивостока, лидер своей отрасли, активно развивающийся и агрессивно захватывающий рынок. Все результаты проводимых нами сессий внедряются, сотрудники договариваются и делают, шаг за шагом переходят от управления "по-понятиям" к управлению "по правилам". Уровень небезразличия сотрудников к компании очень высокий, поэтому и улучшения происходят управляемо.

Возвращаемся к внешнему виду сотрудников. Знаете, как они одеты? Очень просто, но аккуратно и опрятно. Мужчины в синих или темно-синих классических джинсах и поло или сорочках, женщины в деловых платьях или юбках с сорочками и в классических туфлях. В целом, стиль одежды в компании нельзя назвать строгим. Это стиль бизнес-кэжуал. У всех сотрудников, которых мы видели аккуратные прически, чистые волосы, минимальный макияж.

Надо признать, что и порядок в офисе очевиден. То, как выглядят сотрудники компании напрямую связано с управляемостью компанией. В одной из базовых книг для менеджера "Наука побеждать" Суворов уделяет большое внимание стандарту внешнего вида солдат и офицеров. Описание настолько подробное, что описан даже состав средства для волос. Причем даются не только подробные указания по одежде, прическе и обуви, но и объясняется причины таких требований. Причем требования к внешнему виду приведены к разным званиям, разным сезонам и разным ситуациям. Суворов считал главным залогом управляемости армии воспитание. А для воспитания помимо всего прочего, по мнению Суворова, важен внешний вид новобранцев, солдат и офицеров.

Есть важный закон менеджмента: сначала сотрудника надо воспитать, а потом уже обучать. Это полностью повторяет идеологию Суворова. И начинать воспитание я рекомендую именно с внешнего виду сотрудника. Как это делать? Например, разработать Кодекс внешнего вида сотрудника. С четкими рекомендациями и фотографиями как принято и как не принято одеваться в компании. При этом полезно пояснить причины этих требований.

Например, в осенне-зимний период (дневная температура ниже 15 градусов Цельсия) в рабочие дни с понедельника по пятницу в нашей компании принято одеваться:

Мужчины: темные классические брюки или темно-синие джинсы, темные носки, классические туфли (броги или лоуферы), светлая сорочка с длинным рукавом, пиджак подходящего к брюкам цвета в офисные дни; классический костюм темно-синего или черного цвета, белая сорочка, галстук, черные классические туфли, черные носки на встречу с клиентом.

В офисный день:

ab09456c34c2ee6ac23c3a4290487a68.png


На встречу с клиентом:

2b68390e5d2cf9e7d96336e97de2ebde.png

432c7aea2d90f6b669347bb4b0943eda.png


Женщины: деловое платье синего, черного или серого цвета или юбка и светлая сорочка черные или телесные прозрачные капроновые колготки, темные закрытые классические туфли в офисные дни и на встречу с клиентом.

В офисный день:

adf1af0a78bbdc63db1677ca990b5d30.jpeg

0e5aac536ea8e0e421a1fb2e7880a31a.jpeg


На встречу с клиентом:

08551e01fea6b44ec300e0dc3d95df4e.png

34d614cfda7068cac77929f7fc0af6e3.png



В весенне-летний период (дневная температура выше 15 градусов Цельсия) допустима ношение светлых тонов, сорочек с коротким рукавом и поло в офисные дни:

09ff4a4ce19ab2bfb5272bdf30922845.png

ddb5564e0b8469dbbb985bcd92cc0a2e.jpeg

ba760ed130e44f2a6b063a6f00289412.png

48bd6c73165a042539289b681e3f0ce6.png


У нас не принято ношение неопрятной, вызывающей, спортивной и кэжуал одежды в рабочее время:

2c06a5bae5907030d3c541d62a2c053a.png

25b6829e67148bf9634d0069c46e7f93.png

17d078a0aa5a127bda12c4d38272504a.png


755371cdcbbe6c119fd8845469b0ac02.png

7 лет назад, во время моей работы в Первом доме консалтинга "Что делать Консалт" был у нас такой случай. От одного из успешных менеджеров по продажам ушла жена. Ему было не просто и одним из последствий этого стресса стало то, что он перестал мыться. Вы даже не представляете, как от него пахло! На наши многочисленные намеки и подарки гелей для душа и дезодорантов он не реагировал. Позже он признался, что не чувствовал запах своего тела и не замечал дискомфорта окружающих. В такой ситуации полезно включить в Кодекс внешнего вида сотрудников рекомендацию ежедневно понимать душ и мыть голову, пользоваться дезодорантом.

Одежда определяет наше внутреннее состояние. Первый шаг к управлению дисциплиной - управление внешним видом сотрудников. При этом важно соблюсти баланс. Степень строгости корпоративного дресс-кода зависит от степени строгости дресс-кода клиентов и партнеров компании, специфики работы и уровня корпоративной культуры. И, конечно, первые лица компании должны быть образами корпоративного дресс-кода. И реагировать на его нарушения.

Переходит к стандарту деловой переписки. Но об этом в следующей статье цикла.


Эта статья входит в цикл статей об этике коммуникаций. 


Читайте другие статьи цикла:

Этика коммуникаций I. Дресс-код

Этика коммуникаций II. Золотые правила субординации

Этика коммуникаций III. Этика деловой переписки


Этика коммуникаций I. Дресс-код

Этика коммуникаций II. Золотые правила субординации

Этика коммуникаций III. Этика деловой переписки


Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

Семейные ценности и детские книги

16 апреля 2689

Мы продолжаем воспитывать детей на историях, на которых росли наши предки. Но жизнь изменилась, и ценности тоже изменились.

Слово экспертам

Интервью с Байрамом Аннаковым

16 апреля 2493

«Байрам» – по-туркменски «праздник». И в самом деле, один из влиятельных людей в сфере российского бизнеса Байрам Аннаков – настоящий праздник: ума, интеллекта, мудрости, творчества. Байрам занимался заказной разработкой программного обе...

Слово экспертам

Как менеджеру преодолеть 7 главных разочарований

16 апреля 2531

Чем отличается опытный предприниматель от начинающего? Тем, что он уже наступил на определенные грабли и приобрел необходимый опыт. Сознание и система ценностей менеджера трансформируется, и происходит это через кризисы роста его профе...

Слово экспертам

Личный бренд: из чего состоит образ эксперта в социальных сетях?

16 апреля 3273

В нашем сознании прочно закрепилась связка «продюсер - шоу-бизнес». Чаще всего в нашей стране делали имя музыканты, актеры или политики, но понятие продюсирования гораздо шире. Почему о личном бренде не задумывался фермер, архитектор, бу...

Слово экспертам

От доски к Trello

16 апреля 2996

Одной из ключевых задач нашей команды является эффективная организация работы над сложными проектами. В последнее время количество человек в команде постоянно увеличивалось, поэтому актуальным вопросом был выбор удобных инструментов для ...

Слово экспертам

Как управлять непрерывным потоком входящей информации?

16 апреля 2356

Воспользуйтесь этими лайфхаками при обработке своей электронной почты и вы сократите время на работу с почтой в 2 раза