Драйверы и стратеги - две модели управления

Опубликовано в № от 26.03.24
огда вы берётесь за разработку стратегии, критически важный шаг – убедиться, что у вас и вашей команды есть единое понимание языка стратегии и надежный процесс разработки. Важно установить и процесс, и язык общения заранее, чтобы уйти от непонимания, споров и потерянного времени, которые появляются без согласованного подхода и определения терминов.

Автор: Майкл Вилкинсон, CMF

Управляющий директор, Leadership Strategies, Inc.

«Модель Драйверов» - это инструмент, который я использую уже более двух десятилетий, чтобы обеспечить устойчивое и при этом простое проведение организаций через стратегическое планирование, проектное планирование, программное планирование и множество других видов планирования. Модель полностью масштабируема и подходит для компаний Fortune500, некоммерческих организаций, правительственных организаций, больших предприятий, отдельных направлений бизнеса, офисов, департаментов и вообще любой рабочей команды.

вилкинсон1.jpg

Чем отличается структура Модели Драйверов?

Время от времени меня просят объяснить, как Модель Драйверов отличается от других моделей и методов планирования. Я разделяю этот вопрос на две части:

1.       Первая: чем отличается структура Модели?

2.       И вторая: чем отличается выполнение модели?

Давайте сначала посмотрим на структуру

Элегантно простая. Многие руководители видят планирование, и тем более – стратегическое планирование, как очень сложное мероприятие. Модель драйверов даёт подход, который элегантно прост, при этом надежен и достаточно понятен, чтобы служить как многомиллиардной корпорации, так и полумиллионной НКО.

Стратегический документ. На одном листе формата A3, сложенном пополам, умещаются все основные элементы вашего стратегического плана. Для команд управленцев и работников стратегический документ служит легкодоступной и понятной дорожной картой стратегического направления компании.

вилкинсон2.jpg

Чёткие понятия. Больше никаких споров о том, что есть цель и что есть задача! Больше никаких споров о том, что включать в видение, а что – в миссию. Модель Драйверов даёт чёткие, ёмкие, легко применяемые определения для каждого элемента вашего плана.

SWOT-анализ. Модель Драйверов даёт более полный анализ SWOT (сильных сторон, слабых сторон, возможностей, и угроз) тем, что отдельно выявляет атрибуты и воздействия каждого элемента. Этот более глубокий анализ помогает обеспечить общее понимание ситуации, в которой находится организация.

Разграничение Видения и Миссии. Чёткое разграничение между миссией (что вы делаете, для кого и какая от этого польза) и видения (предпочтительный образ будущего) помогает одновременно быть как приземлёнными, так и стремящимися к развитию.

Взаимосвязь целей и задач. Определённая взаимосвязь межу целями (общие показатели, которые определяют выполнение миссии) и задачами (конкретные измеримые показатели, которые определяют достижение целей) обеспечивает то, что задачи измеряют результат, а не действия.

Критические факторы успеха и препятствия. Как убедиться, что ваша стратегия содержит самые важные действия для фокуса Вашей организации? Модель Драйверов отвечает на этот вопрос тем, что идентифицирует критические факторы успеха и основные препятствия, мешающие движению вперёд. Таким образом, каждая стратегия действия должна создать условия, преодолеть препятствие, или и то, и другое.

Мониторинг процессов. Многие планы проваливаются на этапе выполнения ввиду отсутствия фокуса и обязательности. Трёхуровневая модель мониторинга поощряет и фокус, и обязательность, необходимые для того чтобы получить обещанный планом результат.

Чем отличается выполнение Модели Драйверов?

Одно отличие модели связано со структурой, а другое – с тем, как Модель фасилитируется и выполняется. Процессы фасилитации спроектированы для того, чтобы углубить понимание текущей ситуации, сфокусировать беседу на самых основных элементах стратегии, и создать включенность и обязательность для выполнения каждого шага. В моей книге «Фасилитация Стратегии для Управленцев» есть более двадцати пяти фасилитационных стратегий для выполнения Модели Драйверов, включая стратегии для построения миссии компании за менее чем 90 минут, поставить конкретные, реалистичные, достижимые показатели, и разработать руководящие принципы, которые не являются только табличкой на стене, но служат принятию решений ежедневно. 

вилкинсон3.jpg

Ниже я обозначил несколько таких ключевых стратегий.

Брифинг руководителей. Можно достичь вовлеченности в планирование, проведя один или более брифинг руководителей. Брифинги используются для выявления наиболее критичных проблем, с которыми имеет дело организация. Затем руководителям демонстрируется, как планирующий процесс поможет им решить эти проблемы.

Обзор книги брифинга. На ранних стадиях многих планирующих процессов команды тратят значительное время на составление книги брифинга, которая даёт оценку текущей ситуации. Но как убедиться, что ключевая информация из книги будет учтена в процессе планирования? В Модели Драйверов планирующая команда выявляет ключевые наблюдения во время обзора книги брифинга и фиксирует потенциальные стратегии для их разрешения. Потенциальные стратегии служат как мост между прошлым и будущим и учитываются во время разработки стратегии, которое происходит позже в процессе Модели.

Сила Глаголов. Модель драйверов определяет конкретные различия между глаголами, используемыми для каждого компонента планирования.

  • Цели начинаются с несовершенных глаголов (максимизировать, обеспечить, поддерживать, и т.д.)

  • Задачи начинаются с количественных глаголов (увеличить, снизить, сократить, и т.д.)

  • Стратегии используют совершенные глаголы (установить, разработать, внедрить, и т.д.)

Эти различия обеспечивают уровень последовательности, который помогает составить качественный план.

Процесс информированного большинства. Команды часто тратят время в спорах о точных формулировках для описания, например, цели или позиционирующего утверждения. Модель Драйверов включает структурированный процесс, который называется «информированное большинство», чтобы снизить количество времени, затрачиваемого на выковывание формулировок.

Установление миссии. Структурированный процесс, чтобы помочь организациям определить свою миссию; часто позволяет сформулировать миссию менее чем за час. Три ключевых вопроса, используемых при этом: «Что мы делаем? Для кого? В чем польза?» придают фокус и чёткость разработке миссии.

Выявление целей. Модель Драйверов включает мощный процесс визуализации, который помогает командам вообразить будущий успех. После визуализации команды могут быстро поставить цели и выстроить твёрдые формулировки целей.

Разработка стратегий. Хотя мозговой штурм потенциальных стратегий является важной частью любого планирующего процесса, Модель Драйверов полагает после мозгоштурма проводить тщательный обзор критических факторов успеха и препятствий, чтобы план устранял главные помехи и создавал критические условия для успеха.

Постановка приоритетов. Разработка стратегий важна, но малое количество организаций могут одновременно выполнять все действия типичного плана одновременно. Необходимо выставлять приоритеты. Процесс постановки приоритетов в Модели Драйверов включает контролируемое лоббирование, чтобы выстроить единогласие и обязательность. Процесс лоббирования даёт каждому участнику возможность убедить группу поддержать одну или более стратегий, таким образом выстраивая единогласие вокруг конкретных решений, т.к. участники часто слышат поддержку для малого количества стратегий. В итоге после завершения приоритизации во время назначения ответственных люди с большей готовностью добровольно вызываются для тех стратегий, которые они лоббировали.

Стратегии успеха и проверки качества. Каждый компонент Модели Драйверов включает список стратегий успеха, которые описывают лучшие практики для разработки каждого конкретного компонента. Модель Драйверов включает контрольные проверки качества для каждого компонента, чтобы подтвердить, что ваша команда хорошо выполнила задачу.

Я убежден, что эти отличия, как в выполнении, так и в структуре, делают Модель Драйверов прекрасным подходом к планированию для организации любых размеров и типов.

-----------------------------------

Майкл Вилкинсон - Управляющий директор компании Leadership Strategies и широко востребованный тренер, фасилитатор и спикер. Сертифицированный Мастер Фасилитации и Сертифицированный Профессиональный Фасилитатор. Лидер фасилитации в США, в прошлом – член совета Юго-Восточной Ассоциации Фасилитаторов (SAF) и член совета Международного Института Фасилитации (IIF). Более подробную информацию можно получить из книг Майкла «Фасилитация Стратегии для Управленцев», «Секреты Фасилитации», «Секреты Мастерских Совещаний», и «КЛИК: Книга о виртуальных совещаниях».


Если вы хотите получить знания и практические навыки фасилитации "из первых рук", вы можете приобрести видеозапись мастер-класса Майкла Вилкинсона "Секреты фасилитации стратегии для лидеров"


Другие статьи этой рубрики

Слово экспертам

10 ингредиентов "вкусной" презентации на iPad

26 марта 2448

О креативности и инновациях не говорит только ленивый. Тем не менее позволю себе выделить ее в отдельный ингредиент.

Слово экспертам

Morning Star – производственная компания

26 марта 2713

Morning Star – производственная компания, занимающая 60-70 % рынка производства продуктов из томатов в Америке. Там нет должностей, оргструктуры, а главным начальником является миссия компании. Карьера Дага Киркпатрика сложилась имен...

Слово экспертам

Снова не в школу

26 марта 3082

1992 год принес России много свободы. Галина Мисютина увидела в ней возможности. Когда вышедший в тот год закон «Об образовании» позволил отступить от жестких правил советской школы, она сразу поняла, что нужно делать. Бывший работник де...

Слово экспертам

Самоуправление в стоматологической клинике

26 марта 2325

Стоматологическая клиника Екатерины Леонтьевой не сразу стала бирюзовой. В 2010 году она реализовала свою мечту - открыла стоматологию, мало чем отличающуюся от многих других в Казани. Сама управляла и контролировала все процессы, сама л...

Слово экспертам

Йос де Блок об организации будущего

26 марта 2540

Те, кто читал книгу Ф. Лалу «Открывая организации будущего», знают компанию Buurtzorg и ее основателя Йоса де Блока. До того как стать медбратом, он изучал экономику и в течение 10 лет был менеджером и директором в двух крупных организац...

Слово экспертам

Маркетинг будущего: учись и делай

26 марта 2264

Когда-то в агентстве интернет-маркетинга Алексея Довжикова разработалиКонстантин Найчуков в прошлом - проектировщик, владелец веб-студии и директор по развитию агентства интернет-маркетинга. Он как никто другой знает, что профессии интер...