Илья Чех про киборгов и моториканцев

Опубликовано в № от 25.04.24
Компания «Моторика» исследует и разрабатывает технологии на стыке медицины и робототехники, не имея конкурентов в России. Илья Чех, ее генеральный директор, – победитель национальной премии «Бизнес-успех» 2017 года в номинации «Лучший социальный проект». Протезы «Моторики» для детей и взрослых – это удобный гаджет, уникальное оборудование, дающее человеку дополнительные сверхвозможности. С Ильей Чехом говорим о завоевании рынка, высоких технологиях, смысле бизнеса и его социальном аспекте, а еще об ошибках, экспертах, киборгах и моториканцах.

— Дети с протезами от «Моторики» гордятся, что похожи на киборгов. Как возникла идея протееза-гаджета? Безусловно, гордятся и любят прихвастнуть перед сверстниками. Идея сама возникла, когда мы только начали заниматься изготовлением протезов и тестировали первые образцы с девочкой, нашим первым пилотом. Мы уже видели, что просто протез ей не интересен. Нужно было что-то, что вызывало бы вау-эффект, имело бы вид полноценной игрушки, которую она могла бы показать другим. То есть сразу на старте мы задумались о том, как раскрашивать протез, каким станет его дизайн, какие дополнительные функции могут быть полезны.

— У вас нет конкурентов в России — почему так случилось?

Потому что детское протезирование — достаточно маленький сегмент. Ни одна из крупных компаний, которые занимаются протезами, даже зарубежных, деятельно этим вопросом не занимается. Им просто не выгодно т ратить на это время. Дети очень быстро растут — им нужно 2-3 раза в год менять протезы, а государство замену оплачивает лишь раз в год. Поэтому у нас был хороший потенциал с точки зрения завоевания рынка и успешности бизнеса. Маленькая компания, «Моторика» смогла выйти на этот рынок и полностью его захватить. Несмотря на небольшой совокупный объем в разрезе других направлений, для одной компании одного продукта более чем достаточно (улыбается).

— Какова обратная связь от клиентов?

Если говорить с точки зрения функционала, внешнего вида, интереса, то родители очень счастливы и довольны, что ребенок перестает комплексовать. Хотя, как правило, дети, которые к нам приезжают, изначально не закомплексованы, потому что родители их воспитывают правильно с точки зрения отношения к своим особенностям. Но, получив протез, они начинают его воспринимать как некую суперштуку, дающую сверхвозможности. Это очень хорошо влияет на социализацию ребенка и его желание добиваться чего-то большего в жизни. К тому же у детей появляется возможность самим себя обслуживать, а это снимает определенную головную боль с родителей и влияет даже на отношения в семье. Атмосфера в ней становится позитивнее.

чех3.jpg

— То есть и объединяющая роль «Моторики» тут есть?

Да. Наши протезы предназначены не только для замещения функций отсутствующей части руки, функция социальная, безусловно, тоже присутствует. В основном мы, конечно, ориентируемся на детское развитие, а улучшение отношений родителей и детей — это приятный побочный эффект.

— Реабилитации уделяется большое значение в «Моторике». Расскажите, как она проходит?

Если на этапе протезирования не рассказывать ребенку и родителям, как важно чаще спользовать протез, то, какие бы ухищрения в дизайне и функциональности мы не придумывали, ничего не поможет. Дети очень капризные, а чем они меньше, тем капризнее, поэтому требуется работа со стороны родителей, чтобы побуждать их регулярно использовать протез, выработать к нему привычку. Родители одной из наших девочек написали нам, что она очень активно 3 заповеди родителей киби-героев. Заповедь первая: не перетруди Помните, что протез помимо основной функции «брать и держать» также работает и как тренажер. Мышцы подвергаются новой нагрузке и через несколько дней могут заболеть. Заповедь вторая: адаптируй непринужденно Даже увлекательная, яркая игрушка рано или поздно надоедает. Родителям важно помочь своему юному киби-герою не устать психологически от протеза, оставлять его на виду, проявлять смекалку и терпение. Заповедь третья: поддержи Для ребят станет хорошей мотивацией добрая шутка или своевременная похвала. Главное, не забывать о цели: развитии новых возможностей и подготовке к использованию бионического протеза. использовала протез первые 4 дня. Потом у нее стали развиваться и болеть мышцы. Она закапризничала и перестала пользоваться своим новым гаджетом. Тогда родители по нашей рекомендации положили протез на видное место, чтоб ребенок смотрел на него каждый день. И через 3-4 дня девочка сама взяла его и начала использовать. Очень важно объяснить родителям, как правильно действовать в таких ситуациях, чтобы побудить ребенка снова взять протез. Необходимо, к роме т ого, н а э тапе п ротезирования пройти тренировочные процедуры, чтобы ребенок смог понять свой функционал и продолжить проходить медицинскую реабилитацию у себя в регионе. Важно еще, чтоб он не только после протезирования мог ходить на массажи, физиотерапию, но и до него, чтобы развивать культю, подготовить ее к установке протеза.

— Вы обещаете, что дети с помощью протезов от «Моторики» смогут играть на скрипке. Ваша цель — как можно больше полноценных членов общества?

Да, даже не столько полноценных, а скорее превосходящих (смеется). Современные технологии, которые мы сейчас развиваем, через 20-30 лет будут доступны очень широко. И они будут увеличивать возможности человеческого тела. Рано или поздно, скорее всего, мы дойдем до того, что люди сознательно начнут менять на протезы собственные части тела. Наши клиенты в этом смысле уже потенциально обладают преимуществом (улыбается).

— Очень многие люди хотят работать у вас, даже не имея опыта. Почему так происходит?

Тут много факторов. Основное — та полезность, которую наша деятельность приносит обществу. Потому что для нас важным является не работа по часам, а влияние на окружающий мир с социальной точки зрения. Второй аспект — это технологичность. Мы в самом деле работаем на будущее, на перспективу, на следующий виток эволюции человека. И многие технические специалисты хотят быть к этому причастны.

— А как вы подбираете команду «Моторики»?

У нас есть такой критерий, как «дух моториканца». Это как раз и есть желание работать на далекую и технологичную перспективу. Недавно мы собеседовали электронщика, который, отвечая на вопрос: «О чем ты мечтаешь?», сказал: «Мечтаю часть своих органов заменить на кибернетические». Вот такие люди нам нравятся. Конечно, в первую очередь, это должны быть профессионалы своего дела, но, кроме того, важно отношение к делу. Нам нравятся не те, кто хочет просидеть на работе с 9 до 18, а те, кто осознает, что будет создавать потенциально великие технологии, которые изменят человечество.

— Рост как-то связан с вашим взаимодействием со Сколково?

Нет. Со Сколково мы с самого начала сотрудничали. Рост команды происходил по мере увеличения числа заказов, появления в регионах. Главное, что мешает нам расширяться, — во-первых, доступ к инвестициям в хардвер-бизнесе, это достаточно сложный сегмент. И, во-вторых, ограниченное число клиентов. Поскольку у нас целевая аудитория — 5-6 тысяч человек на всю Россию, много времени уходит на то, чтобы найти, где внедриться, кому рассказать о том, чем мы занимаемся, отыскать нового клиента и взять его в работу.

— Свою роль в команде как можете определить? Кто вы: лидер, руководитель, директор?

Формально, конечно, директор, руководитель всего и вся. Но пока мы еще достаточно маленькая молодая компания, поэтому у нас смешанная, горизонтально-вертикальная, организационная структура. С одной стороны — у нас есть отделы, руководители, подчиненные со своей зоной ответственности. А с другой — идет общение на всех уровнях. Можно напрямую обращаться и к совету директоров по определенным вопросам. Сейчас мы как компания начинаем меняться. С Совета директоров снимаем задачи, которые должны выполнять операционные сотрудники, а мы решаем, как двигаться дальше, развивая бизнес.

— А в чем для вас смысл бизнеса?

Смысл как раз-таки в том, чтобы то, чем мы занимаемся, оказывало долгосрочное влияние на развитие окружающего мира. Мы хотим не только делать протезы и через год менять их и т.д., нам важно, чтобы это влияло и на эмоциональное развитие, на профессиональные достижения человека. Кроме того, мы не хотим делать работу промоутеров, которых заботит сиюминутный результат. Нам интересно заниматься такими технологиями, которые окажут влияние на внешний облик человека в будущем.

— Почему вы стали изготавливать протезы? С этим связана какая-то личная история?

Это не личная, а скорее профессиональная история. Она связана с пониманием перспективы и ответом на вопрос, куда приведет развитие этих технологий. Мы должны стать российской компанией, которая будет находиться на острие. Ну и социальный аспект дела, конечно, присутствует. Это вообще один из основополагающих столпов, когда решаешь, зачем заниматься бизнесом. Я раньше никогда не думал, что создам свой бизнес, открою свою компанию, но если уж делать это, то ради чего-то стоящего и великого.

— Какие трудности, ошибки возникали в начале пути?

У нас достаточно хорошо все развивалось. Основная сложность была в том, чтобы не бросить дело, когда все говорили, что все коррумпировано и никому это не нужно. Одна из ошибок, которая с нами чуть не сыграла плохую шутку, — это как раз-таки обращение к экспертному сообществу. Когда мы на старте проекта стали писать, советоваться о том, что надо и чего не надо, будут ли такие протезы использоваться, будут ли удобны, было очень много консервативных отзывов: бросьте, никому это не нужно. Но появился один позитивный специалист, который нас поддержал, благодаря ему мы все это запустили.

Поэтому очень осторожно надо относиться к экспертному мнению. Это касается протезирования и других консервативных отраслей, идеологически, идейно застрявших на уровне 60-70-х гг. Их «эксперты», которые в свое время были великими и всезнающими, к сожалению, уже потеряли видение, куда должна развиваться отрасль.

— Что сформировало вас как лидера?

Скорее воспитание, предрасположенности с точки зрения личных качеств — лидерских, профессиональных. Человек должен быть лидером не только в том, чтобы вести за собой. Он должен являться профессионалом в своей отрасли, иначе, будешь ты лидером или нет, пойдут за тобой или нет — успеха ты не добьешься. Поэтому я бы сказал, что, да, это больше предрасположенности воспитания, и потом уже — шлифовка книгами, курсами, обучением. Можно и с нуля научиться быть лидером, делая усилия над собой, но это будет казаться неестественным, станет преломлением себя, своего естества — и не все на это способны. Но, безусловно, это тоже возможно.

Другие статьи этой рубрики

Вдохновляющие истории

Компас здоровья укажет ориентир

25 апреля 2397

За последние сто лет пищевые привычки людей изменились отнюдь не в лучшую сторону. Сдобные булочки, которые не черствеют, молоко, которое не скисает, колбаса, после которой обычное мясо кажется совсем безвкусным, - вот они, нормы совреме...

Вдохновляющие истории

Илья Чех про киборгов и моториканцев

25 апреля 2437

Компания «Моторика» исследует и разрабатывает технологии на стыке медицины и робототехники, не имея конкурентов в России. Илья Чех, ее генеральный директор, – победитель национальной премии «Бизнес-успех» 2017 года в номинации «Лучший со...

Вдохновляющие истории

Интервью с Андреем Кривенко

25 апреля 3225

Доверять, не проверять и расширяться: генеральный директор и основатель сети магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко о том, как выстроить признанное качество без единого регламента

Вдохновляющие истории

Суфия Хисматуллина - карьера в декрете возможна

25 апреля 2382

Через четыре месяца после первых родов я была назначена руководителем Суфия Хисматуллина, генеральный директор ООО «Технологии управления». Профессиональный менеджер, эффективный управленец - это Суфия на работе. Жена и мама - дома. Возв...

Вдохновляющие истории

«Клуб Добряков» - как из личного блога сделать благотворительный фонд

25 апреля 8401

История «Клуба добряков» началась в 2013 году с Маши Субанта, которой всегда нравилось помогать. Этот клуб вырос из личного профиля в Instagram, став огромным сообществом добряков. Сегодня их больше 75 тысяч, и это уже благотворительный ...

Вдохновляющие истории

Созидательный эффект неравнодушия История одного урбаниста

25 апреля 6208

Кейс Донкерс, урбанист из Голландии, живет в небольшом городе - Эйденховене. Городе, который сейчас должен был бы стать чем-то вроде депрессивного Детройта. Да мало ли таких городов. Построенные вокруг крупного предприятия, некогда процв...